Эксперты, работающие по поручению Правительства Российской Федерации над обновлением стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия-2020), представили окончательную версию доклада.
В феврале 2011 года Правительством Российской Федерации и экспертным сообществом во главе с НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы экспертные группы по самым разным направлениям социально-экономического развития страны - от пенсионной реформы до преодоления транспортной разобщенности, от реформирования общественного сектора до векторов социально-экономической интеграции на постсоветском пространстве России.
В документе представлены меры по реформированию образования, здравоохранения, рынка труда, жилищной политики, налогового сектора и т.д. Эксперты "Стратегии-2020" подготовили сценарии развития макроэкономической ситуации в России и в мире, в которых представили основные приоритеты экономического развития на ближайшее десятилетие.
"Стратегия-2020" базируется на двух основаниях - новой модели экономического роста и новой социальной политике. Очевидно, что второе (новая социальная политика) невозможно без первого (экономического роста), отмечают авторы документа.
Разработанная в "Стратегии-2020" система мер по реформированию социальной политики потребует "бюджетного маневра" - частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл - достижение большей сбалансированности расходов между целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития.
------------------------
РИА Новости: "Бюджетный маневр" должен предусматривать увеличение госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП уже к 2014 году, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия-2020).
Минфин РФ ранее заявлял, что не поддерживает это предложение экспертов о фактическом увеличении расходов бюджета на 2% ВВП, поскольку считает, что рост расходных обязательств может увеличить риски в российской финансовой системе. Маневр, который предлагает Минфин, - это "плюс два процента и минус два процента", то есть увеличить расходы бюджета на приоритетные направления на 2% ВВП, однако исключительно за счет перераспределения уже запланированных средств.
"Для осуществления структурного маневра, который позволит разрешить наиболее острые проблемы развития инфраструктуры и человеческого капитала, одновременно повысив эффективность использования бюджетных ресурсов, в период до 2020 года предлагается увеличить финансирование этих направлений на 4% ВВП.
В то же время, уже в период до 2014 года, существуют возможности для сокращения неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП", - говорится в докладе по Стратегии-2020.
Таким образом, формулу структурного маневра в расходной части бюджета, предлагаемую экспертными группами, работавшими над докладом, можно назвать "плюс четыре процента и минус два процента".
Куда направить госсредства
"Целью предлагаемых мер является оптимизация структуры бюджетных расходов, позволяющая профинансировать дополнительные расходы, связанные с решением задач модернизации российской экономики и увеличения инвестиций в человеческий капитал, оставаясь при этом в рамках ограничений, установленных описанными выше бюджетными правилами.
Для достижения максимального эффекта ключевые меры по реструктуризации расходной части бюджета необходимо осуществить в 2012-2014 годах, поскольку этот период с политической точки зрения является наиболее благоприятным для реформирования бюджетного сектора", - отмечается в докладе.
К 2014 году объем дополнительных расходов по приоритетным направлениям составит 2% ВВП, в том числе на образование - 0,15% ВВП, здравоохранение - 1% ВВП, дорожное хозяйство - 0,75% ВВП, связь и ИКТ - 0,1% ВВП.
|
|
Повышение этих расходов предлагается обеспечить экономией к 2014 году в общем объеме 2% ВВП по следующим направлениям: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 0,9% ВВП, общегосударственные расходы - 0,3% ВВП, национальная экономика и ЖКХ - 0,8% ВВП.
Продолжение начатых преобразований на следующем этапе потребует роста расходов по приоритетным направлениям еще на 2% ВВП. К 2020 году суммарный прирост достигнет 4% ВВП, в том числе образование - 1,3% ВВП, здравоохранение - 1% ВВП, дорожное хозяйство - 1,6% ВВП, связь и ИКТ - 0,1-% ВВП.
В этот период для финансирования дополнительных расходов предполагается привлечение в бюджетную систему дополнительных поступлений.
Источники поступления госсредств
Источниками средств для такого маневра, по замыслу экспертов, в том числе, может стать увеличение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог (в виде постепенного повышения акцизов на бензин и увеличения платы за парковку или за пробег автомобиля).
"Этот вариант способствует формированию устойчивой базы для финансирования развития дорожной сети и поддержанию транспортной доступности в долгосрочном периоде", - говорят авторы доклада.
Дополнительные средства также могут поступить от дальнейшего повышения акцизов на табачную продукцию, крепкий алкоголь и иные товары, наносящие вред здоровью.
Еще один источник - увеличение масштабов приватизации с 0,5 до 0,7-1% ВВП в год, включая субфедеральный уровень.
"Кроме того, сохраняется дополнительный потенциал для экономии средств по разделам "общегосударственные вопросы", "национальная экономика", "ЖКХ" и другие в случае успеха институциональных преобразований, направленных на сокращение регулирующих функций государства, повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, укрепления рыночных институтов", - отмечается в докладе.
Качественный рост
России для реализации стратегических целей необходим экономический рост не менее 5 % в год и снижение инфляции до уровня ниже 5%, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия 2020).
Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2012 году рост ВВП составит около 3,7%, в 2013 - 4%, в 2014 - 4,6%. Инфляция может составить, согласно официальному прогнозу, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,55% в 2013, 4-5% в 2014 году.
"Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание", - говорится в докладе.
Необходимость постоянного перераспределения средств из малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе, отмечают эксперты.
"Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей "экономику предложения", - отмечается в докладе.
По их мнению, в дальнейшем российской экономике не удастся расти столь высокими темпами за счет имеющихся источников. Ресурсы восстановительного роста исчерпаны, ситуация на мировых рынках приведет к снижению доступности внешнего капитала, а рост спроса замедлится вследствие исчерпания эффекта низкой базы, имевшей место в начале предыдущего периода.
"Среди вызовов, стоящих перед экономикой, следует отметить промежуточное положение между странами с дешевым трудом и странами с хорошими институтами ("ножницы конкурентоспособности"), высокую зависимость от конъюнктуры внешних рынков, рост нагрузки социальных расходов и слабое использование преимуществ, связанных с
|
|
качеством человеческого капитала", - говорят авторы доклада, добавляя, что одним из факторов новой модели роста должны стать целенаправленные усилия по снятию институциональных барьеров для экономического роста.
Низкая инфляция
"Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков", - отмечают авторы доклада.
В частности они предлагают финансовым властям предпринять активные действия по быстрому, за 1,5-2 года, снижению инфляции ниже 5% в годовом исчислении. Так, эксперты рекомендуют ЦБ РФ до полного перехода к режиму инфляционного таргетирования сохранить в качестве операционной цели номинальный курс рубля к бивалютной корзине и проводить валютные интервенции не только для сглаживания дневных и внутридневных колебаний, но и вблизи границ достаточно широкого коридора. Применение в политике ЦБ "элементов модифицированного (гибридного) таргетирования инфляции" также включает в себя расширение рефинансирования коммерческих банков за счет операций с ценными бумагами. Ставка рефинансирования ЦБ должна быть не менее чем на 1 процентный пункт выше текущей инфляции в годовом выражении.
В последующем, с 2015 года инфляция будет удерживаться в диапазоне "средняя инфляция в ЕС +1,5-2 процентных пункта". Плавание курса рубля по отношению к корзине валют должно стать "максимально свободным, с учетом влияния конъюнктуры мировых сырьевых рынков и движения краткосрочного капитала".
"Такой сценарий, безусловно, сопряжен с кратковременным ухудшением условий кредитования банками нефинансового сектора и, соответственно, замедлением темпов роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал", - добавляют эксперты.
Однако, по их расчетам, такое резкое снижение инфляции позволяет уже к 2014-2015 годам сформировать более благоприятные условия для экономического роста, чем в условиях следования инерционному сценарию.
На пути к новой модели роста
Эксперты предлагают шесть основных направлений формирования в РФ новой модели экономического роста.
В первую очередь, это формирование условий для появления в экономике "длинных" денег и доступного рыночного кредита. Кроме того, России необходимо поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности, благоприятствующей развитию частного сектора (за счет стабилизации и сокращения бюджетной нагрузки к ВВП и оптимизации налоговой системы в интересах экономического роста).
Третьим направлением стало формирование условий для существенного роста деловой активности и роста уровня внутренней конкуренции (экономическая либерализация и ограничение рентоориентированных практик ведения бизнеса).
Также авторы предлагают повышать эффективность использования трудовых ресурсов в условиях сокращения экономически активного населения, привлекать трудовые ресурсы и повышать внутреннюю мобильность населения.
Соответственно, надо использовать конкурентные преимущества в сфере человеческого капитала, недоиспользованных в прошлом периоде, расширять емкости рынка и заняться поиском новых ниш в мировом разделении труда за счет стимулирования несырьевого экспорта и международной кооперации российских фирм.
Источник: сайт Стратегия 2020.
|