Рабочие материалы для целей
обсуждения
К О Н Ц Е П
Ц И Я
проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
Данная
Концепция разработана по заказу Министерства культуры Российской Федерации
Фондом «Институт экономики и социальной политики» (ИнЭСП).
Введение
I. Общая характеристика и оценка
состояния правового регулирования в области культуры
II. Основная идея, цели и предмет
правового регулирования законопроекта
III. Круг лиц, на которых
распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности
IV. Место будущего закона в системе
законодательства
V. Социально-экономические,
политические и юридические и иные последствия реализации будущего закона
VI. Финансово-экономическое
обоснование к проекту Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
VII. Перечень актов федерального
законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О культуре в
Российской Федерации»
Приложение к Концепции: Перечень
действующих законов субъектов Российской Федерации о культуре
Материалы для загрузки
В Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года отмечается, что повышение темпов экономического развития,
структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее
развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала
в социально-экономическом процессе.
При этом ведущая роль в
формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере
культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
переход
к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных
требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития,
возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры
развития общества;
по
мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом
самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует
развитие рынка услуг в сфере культуры.
Данные обстоятельства требуют
перехода к качественно новому уровню развития библиотечного, музейного, выставочного
и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности,
традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного
наследия, а также образования в сфере культуры.
В этой связи необходимо создание
условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям, в т.ч. на
основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого
использования средств массовой коммуникации для целей развития
культуры.
Технологическое
развитие информационного пространства сети Интернет, рост числа пользователей в
России и в мире, внедрение информационных технологий в сферу культуры,
представление результатов деятельности в области культуры и объектов культуры в
электронной цифровой форме представляют широкие возможности для
становления нового информационного общества, преодоления цифрового неравенства,
а также и решения задач, стоящих перед сферой культуры в Российской Федерации.
Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить
степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более
насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.
При этом
необходимо сохранение и развитие единого культурного пространства России,
что обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций
культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов
экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство
в творческом развитии детей и молодежи, участия в культурной жизни людей
с ограниченными возможностями и т.д.
Принятие специального Федерального
закона «О культуре в Российской Федерации» послужит выработке и реализации
стратегических приоритетов развития сферы культуры, в том числе гармоничного
развития человека, реализации его духовного потенциала, а также сохранения
единства российского общества, и в конечном итоге обеспечит создание
условий для повышения качества жизни населения России.
В целом, разрабатываемый
законопроект должен отражать новые реалии и перспективы развития культуры в
Российской Федерации.
К оглавлению
I. Общая
характеристика и оценка состояния правового регулирования в области культуры
В настоящий момент основополагающим
актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый
закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят
в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы
государственной поддержки культуры.
С 1992 года был принят ряд
нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и
отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих
положения Основ законодательства.
К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1
(ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные
законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009)
«О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О
национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред.
от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных
художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» и др.
Однако «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре» принимались в условиях правового
поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить,
что действующая Конституция Российской
Федерации появилась только в следующем после
принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и
административных реформ появились новые факторы, оказывающие
существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые
положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе.
Как следствие, закон не раз требовал
корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения
в него вносились в июне 1999
г., в декабре 2000 г., в декабре 2001 г., в декабре 2002 г., в декабре 2003 г., в августе 2004 г., в декабре 2005 г., в ноябре и декабре 2006 г., и, наконец, в июле
2008 года.
Указанные дополнения и изменения в
Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и
были направлены на решение отдельных задач.
К настоящему времени накоплен
определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры.
Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре.
Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы указанных
Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно
эффективны либо имеют внутренние противоречия.
Недостаточными
представляются механизмы реализации отдельных положений закона, в частности,
обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
культуры. Не менее актуальной является задача приведения положений закона в
соответствие с последними документами ЮНЕСКО, принятыми
международными договорами и соглашениями. Также необходим анализ и применение лучшего
международного опыта в сфере законодательного регулирования культуры.
К настоящему времени во
многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о культуре.
Указанный опыт законодательного регулирования также был обобщен и
систематизирован при подготовке нового законопроекта. Перечень региональных законов
о культуре приводится в Приложении 1 к настоящей Концепции.
В данной
ситуации представляется нецелесообразным сохранять действующие «Основы законодательства о культуре» в
сложившемся виде, модифицируя его через новые изменения. По итогам
обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы,
работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой
поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре. Вместе с тем,
необходимо обеспечить преемственность положений законопроекта с прежней
законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по
совершенствованию прежнего.
К оглавлению
II. Основная
идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта
Основной идеей законопроекта
«О культуре в Российской Федерации» является системное регулирование основных
правоотношений в области развития российской культуры, в т.ч. национальных
культур народов Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами
государственной социально-экономической политики.
Создание необходимых условий для
развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и
общества в целом становится особенно важной в контексте стратегической задачи перехода
экономики России на инновационный путь развития.
Проект Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» разрабатывается в целях установления
правовых оснований для:
– обеспечения защиты прав и свобод
человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации
в области культуры;
– определения
основных приоритетов и целей государственной политики в области
культуры;
– создания благоприятных правовых
условий для развития всех видов деятельности в области культуры;
– обеспечения и укрепления единого
культурного пространства Российской Федерации;
– определения участников
правоотношений в области культуры и распределения их полномочий;
– урегулирования правового статуса
творческих работников и организаций культуры в новых экономических условиях;
– повышения доступности, качества и
разнообразия услуг, предоставляемых потребителям организациями культуры;
– совершенствования взаимоотношений
организаций культуры с органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления в области культуры, а также иными организациями;
– определения инструментария
сохранения и развития культуры;
– повышения конкурентоспособности
отрасли культуры;
– и др.
Предметом законодательного
регулирования являются общественные отношения в
области культуры, а также правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности в указанной области.
В законопроект планируется включить
73 статьи, сгруппированные в 10 главах: «Общие положения», «Права и свободы
человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации
в области культуры и государственные гарантии их обеспечения», «Полномочия
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в
области культуры», «Управление в области культуры», «Организация деятельности в
области культуры» «Национальное культурное достояние и культурное наследие
Российской Федерации», «Творческие работники», «Финансовое, экономическое и
иное регулирование», «Международное сотрудничество», «Заключительные
положения».
Основные положения, содержащиеся в
законопроекте, можно будет условно разделить на две категории: нормы,
содержащиеся в действующем законодательстве (в первую очередь в «Основах
законодательства Российской Федерации о культуре») и детализированные в
проекте, и нормы, являющиеся новеллами для законодательства.
Перенос в законопроект ряда норм,
содержащихся в действующем законодательстве, обусловлен необходимостью
обеспечения преемственности с прежней законодательной работой.
В качестве норм, предусматриваемых
законопроектом и являющихся новеллами для законодательства в области культуры,
необходимо отметить следующие.
1. В будущем Федеральном законе
будут впервые определены такие важные понятия, как: «единое
культурное пространство», «художественное образование», «организация культуры»,
«вид деятельности в области культуры» и др.
2. В законопроекте в
соответствии с терминологией и подходами, заложенными в тексте Конституции
России, будет приведена глава о правах и свободах человека и
гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области
культуры.
Проект Федерального закона исходит
из того, что механизм защиты конституционных прав граждан на свободу
творчества, культурную деятельность, доступ к культурным ценностям может быть
правильно установлен только путем определения государственных гарантий
реализации этого права, определения в качестве принципиальной позиции
государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки
культуры и её творцов.
Формулируемые законодательные нормы
должны обеспечить усиление положительного влияния культуры на весь образ жизни
российского общества, в том числе на экономическое развитие страны.
В связи с этим предлагается ряд
основополагающих норм, которые должны получить детальное отражение именно в
этой главе. Среди них – право на культурную деятельность и участие в
культурной жизни, поскольку нормативные акты, в которых раскрывалось бы
это понятие, отсутствуют.
При этом конституционное понимание
участия гражданина в культурной жизни предполагает его активную позицию путем
включения в культурную жизнь, его личного в ней участия. Представляется, что
без включения самого человека во все многообразие творческой деятельности вряд
ли возможно коренным образом изменить ситуацию в области культуры в России.
В качестве механизмов реализации
прав граждан на участие в культурной жизни, пользование организациями культуры
и доступ к культурным ценностям в проекте Федерального закона будет закреплено
установление государственных минимальных социальных стандартов в сфере
культуры. В законопроекте также необходимо сохранить и конкретизировать условия
бесплатного предоставления основных услуг в области культуры.
Важное значение имеет формулирование
в законопроекте нормы, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному
развитию своих детей, приобщению их самих к творчеству, к постоянному
занятию самообразованием. С принятием Концепции развития образования в сфере
культуры и искусства встает задача определить в новом законе о культуре понятие
эстетического воспитания и понятие художественного образования. Через четкое
раскрытие этих терминов станут ясны те условия, которые призвано создавать
государство.
Центральное место в этом разделе
занимает право на художественное образование. Важно не только определить
понятие художественного образования, но и закрепить право на него таким
образом, чтобы не сводить дело только к выбору формы и способов его получения.
Чрезвычайно важно и то, чтобы эта деятельность проходила с выделением
финансовых средств региональным и местным бюджетам в размерах, необходимых для
реализации основных образовательных программ в школах искусства и на других
площадках. Большое значение имеют и такие вопросы, как транспортная доступность
культурной инфраструктуры, обеспеченность профессиональными кадрами.
Понятие эстетического воспитания
должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с
учетом патриотической направленности соответствующей деятельности.
Принципиально важно, что эти права должны реализовываться с использованием
современных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, и
этот аспект тоже должен получить правовое закрепление.
Вместе с тем снова встает вопрос о
необходимости подтверждения бесплатности образования на различных уровнях. В
этом контексте важной задачей является законодательное закрепление права на
второе бесплатное, точнее – бюджетное, высшее образование в случаях, когда речь
идет о таких творческих профессиях как режиссер, дирижер, композитор. Для
развития художественного образования необходимо определить, в каких формах
будут поддержаны государствам инициативы физических и юридических лиц, создание
и деятельность негосударственных образовательных учреждений в сфере культуры
всех уровней.
Также представляется необходимым
закрепить нормами законопроекта гарантии права на творческую культурную
самобытность, права на объединение в творческие союзы и иные
профессиональные организации в сфере культуры.
Предметом острых споров и
общественности, и профессионалов остается право на ввоз и вывоз культурных ценностей
за пределы Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать то
обстоятельство, что для укрепления конкурентных преимуществ культуры России в
международном контексте необходима эффективная регламентация как данного права,
так и права на культурную деятельность наших граждан за рубежом, а также право
иностранных граждан на деятельность в сфере культуры в нашей стране.
3. Отдельная глава в проекте
Федерального закона о культуре позволит закрепить полномочия органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. Представляется,
что полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию
федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на
региональном и местном уровне.
Вместе с тем в законопроекте
выделена та сфера федеральных полномочий, которые передаются для
осуществления субъектам Российской Федерации. При этом средства на
осуществление переданных полномочий должны быть своевременно и в полном объеме
предусмотрены в виде субвенций из федерального бюджета.
4. Особого внимания в проекте
Федерального закона заслуживает глава IV «Управление в области культуры».
В целях повышения эффективности государственного регулирования в данной области
проанализирован лучший международный опыт в сфере государственного и
муниципального управления, адаптирован к российским условиям и применен в
законопроекте.
В рамках данной главы отдельными
статьями регламентируются вопросы, связанные с документами управления в
области культуры, участниками управления в области культуры, единой государственной
информационной автоматизированной системы управления в области
культуры, государственными (муниципальными) заданиями, а также с
аспектами государственного учета, государственного мониторинга и аудита в
области культуры.
5. Разрабатываемый законопроект
призван создать правовую основу для внедрения инновационных механизмов
организации деятельности в области культуры. Так, отдельные статьи законопроекта
посвящены государственно-частному партнерству в области культуры, корпоративной
социальной ответственности, спонсорской и благотворительной деятельности в
области культуры, созданию и организации деятельности автономных учреждений
культуры, многофункциональных культурных и образовательных комплексов и др.
В Главе V «Организация
деятельности в области культуры» проекта Федерального закона необходимо также
законодательно закрепить виды организаций культуры, а также основные
виды деятельности в области культуры.
6. Глава «Финансовое,
экономическое и иное регулирование» законопроекта регулирует, в том числе,
аспекты, связанные с саморегулируемыми организациями
культуры, а также фондами развития культуры и грантами в области
культуры.
Перечисленные новеллы
законодательства в области культуры вместе с созданием преемственного, но
обновленного и расширенного понятийного аппарата, представляют собой
значительный объем законодательного регулирования.
Следует подчеркнуть, что при работе
над проектом внимательно учитываются рекомендации ЮНЕСКО.
Кроме того, широко используется законодательная и правоприменительная практика
ряда иностранных государств: США, Канады, Великобритании, Франции,
Испании, Швеции, Финляндии и др.
К оглавлению
III. Круг
лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и
обязанности
К кругу лиц, на которых
распространяется действие законопроекта, относятся:
1. Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также
подведомственные этим органам организации.
2. Юридические лица, в том
числе организации культуры, образовательные учреждения культуры, общественные
объединения в области культуры (ассоциации, творческие союзы, гильдии,
профессиональные союзы и др.), научные организации, осуществляющие исследования
в области культуры и др.
3. Физических лица: граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, реализующие
права в области культуры, потребители услуг организаций культуры, творческие
работники и иные специалисты в области культуры.
Уточнение прав и обязанностей
участников правоотношений в области культуры вызвано необходимостью более
четкого определения степени участия государства в обеспечении деятельности в
сфере культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
В настоящее время в федеральном
бюджете существует всего две основные возможности для Российской Федерации
содействовать культурной жизни на уровне регионов и местного самоуправления.
Во-первых, это федеральная целевая программа «Культура России». Ее новая
редакция предусматривает разделы по поддержке реконструкции, реставрации
учреждений культуры в субъектах Российской Федерации. И во-вторых, – это прямое
финансирование федеральным бюджетом конкретных проектов или мероприятий в
отдельных регионах. Следует признать, что этот инструментарий явно недостаточен
и требует расширения.
Поэтому в проекте Закона о культуре выделяется
перечень тех федеральных полномочий, которые могут быть переданы для
осуществления субъектам Российской Федерации с выделением необходимых
финансовых средств.
Содержание ряда новых прав и
обязанностей участников правоотношений в области культуры определяется также
исходя из необходимости расширения спектра, повышения качества и доступности
предлагаемых организациями культуры услуг, а также усиления
конкурентоспособности указанных организаций.
К оглавлению
IV. Место
будущего закона в системе законодательства
Разрабатываемый законопроект
возглавит и объединит группу отраслевых правовых актов Российской Федерации в
области культуры.
Устанавливаемые законопроектом
правовые нормы носят комплексный характер, поскольку содержат различные аспекты
регулирования и обеспечения сферы культуры.
Будущий Федеральный закон может быть
отнесен к системообразующим актам. В связи с этим иные отраслевые акты
федерального законодательства, устанавливающие отдельные нормы применительно к
конкретным видам деятельности в области культуры (музейной, библиотечной и
др.), должны строго соответствовать положениям данного Федерального закона.
К оглавлению
V. Социально-экономические,
политические и юридические и иные последствия реализации будущего закона
Социально-экономические последствия
принятия Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» определяются:
– обеспечением защиты конституционных
прав и свобод человека и гражданина, народов и иных этнических общностей
Российской Федерации в области культуры;
– содействием реализации духовного
потенциала граждан Российской Федерации;
– содействием дальнейшему развитию
видов деятельности в области культуры в Российской Федерации;
– созданием благоприятных условий для
сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия;
– повышением доступности для граждан
России культурных благ и образования в сфере культуры;
– созданием условий для повышения
качества, доступности и разнообразия услуг, предоставляемых в области культуры;
– содействием сохранению и
популяризации культурного наследия Российской Федерации;
– совершенствованием организационных,
экономических и правовых механизмов развития области культуры.
Юридические последствия
принятия Федерального закона заключаются в повышении эффективности правового
регулирования в области культуры, в устранении пробелов и противоречий,
имеющихся в действующем законодательстве, его соответствии законодательству,
регулирующему правоотношения в смежных отраслях, международным нормам и
правилам.
Политические последствия
принятия Федерального закона состоят в повышении международного авторитета
Российской Федерации. Принятие данного Федерального закона также будет
способствовать развитию и укреплению межрегиональных и международных культурных
связей.
К оглавлению
VI. Финансово-экономическое
обоснование к проекту Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов,
покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных бюджетов.
VII. Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
«О культуре в Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» потребует признания утратившими силу следующих
актов федерального законодательства:
1. «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1).
2. ___
3. ___
Кроме того, принятие указанного
Федерального закона потребует внесения изменений в следующие акты федерального
законодательства:
1. Закон РФ от 15.04.1993 №
4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
2. Федеральный
закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
3. Федеральный
закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от
22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской
Федерации».
5. Федеральный
закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной
автономии».
6. Федеральный
закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации».
7. Федеральный
закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных
промыслах».
8. Федеральный
закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
9. Федеральный закон от
22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
10. «Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).
11. ___
Принятие указанного Федерального
закона не потребует приостановления или принятия других актов федерального
законодательства.
К оглавлению
Приложение 1
к
Концепции
проекта
Федерального закона
«О культуре в Российской Федерации»
Перечень действующих законов
субъектов Российской Федерации о культуре
1. Закон
Республики Адыгея от 15.07.1998 № 87 «О культуре».
2. Закон
Республики Алтай от 15.02.2001 № 20-55 «О культуре».
3. Закон
Республики Башкортостан от 13.07.1993 № ВС-18/19 «О культуре».
4. Закон
Республики Бурятия от 01.02.1996 № 246-I «О культуре».
5. Закон
Республики Дагестан от 13.03.2000 № 10 «О культуре».
6. Закон
Республики Ингушетия от 12.08.1998 № 11-РЗ «О культуре».
7. Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 № 80-РЗ «О культуре».
8. Закон
Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.1996 № 197-XXII «О культуре».
9. Закон
Республики Калмыкия от 01.10.2007 № 381-III-З «О культуре».
10. Закон
Республики Карелия от 24.01.1995 № 31-ЗРК «О культуре».
11. Закон
Республики Карелия от 30.12.2005 № 952-ЗРК «О культуре».
12. Закон
Республики Коми от 22.12.1994 № 15-РЗ «О культуре».
13. Закон
Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III «О культуре».
14. Закон Республики
Мордовия от 12.11.2001 № 44-З «О государственной поддержке сферы культуры».
15. Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 16.12.1996 № 167 «О культуре».
16. Закон
Республики Татарстан от 03.07.1998 № 1705 «О культуре».
17. Закон
Республики Тыва от 03.04.1995 № 261 «О культуре».
18. Закон
Республики Хакасия от 28.06.2006 № 30-ЗРХ «О культуре».
19. Закон
Чеченской Республики от 26.06.2006 № 8-РЗ «О культуре».
20. Закон
Чувашской Республики от 27.05.1993 «О культуре».
21. Закон
Краснодарского края от 03.11.2000 № 325-КЗ «О культуре».
22. Закон
Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре».
23. Закон
Амурской области от 05.04.1999 № 135-ОЗ «О культуре».
24. Закон
Архангельской области от 21.01.1999 № 108-20-ОЗ «О политике в сфере культуры
Архангельской области».
25. Закон
Брянской области от 07.04.1999 № 23-З «О культурной деятельности на территории
Брянской области».
26. Закон
Владимирской области от 09.04.2002 № 31-ОЗ «О культуре».
27. Закон
Волгоградской области от 14.07.2008 № 1737-ОД «О культуре и искусстве в
Волгоградской области».
28. Закон
Воронежской области от 27.10.2006 № 90-ОЗ «О культуре».
29. Закон
Ивановской области от 24.10.2005 № 143-ОЗ «О культуре».
30. Закон Иркутской
области от 29.12.2007 № 154-оз «О государственной поддержке культуры в
Иркутской области».
31. Закон
Кемеровской области от 14.02.2005 № 26-ОЗ «О культуре».
32. Закон
Кировской области от 28.12.2005 № 395-ЗО «О культуре».
33. Закон Курганской
области от 29.06.1999 № 229 «О культурной деятельности на территории Курганской
области».
34. Закон
Курской области от 05.03.2004 № 9-ЗКО «О культуре».
35. Закон
Мурманской области от 04.05.2000 № 194-01-ЗМО «О культуре».
36. Закон
Новосибирской области от 07.07.2007 № 124-ОЗ «О культуре в Новосибирской
области».
37. Закон
Оренбургской области от 04.07.2005 № 2352/428-III-ОЗ «О культурной деятельности
в Оренбургской области».
38. Областной
закон Ростовской области от 22.10.2004 № 177-ЗС «О культуре».
39. Закон
Самарской области от 03.04.2002 № 14-ГД «О культуре в Самарской области».
40. Закон
Сахалинской области от 16.10.2000 № 222 «О культуре».
41. Областной
закон от 22.07.1997 № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории
Свердловской области».
42. Закон
Смоленской области от 28.12.2004 № 117-з «О культуре».
43. Закон
Томской области от 13.06.2007 № 112-ОЗ «О реализации государственной политики в
сфере культуры и искусства на территории Томской области».
44. Закон Тюменской
области от 28.12.2004 № 330 «О государственной политике в сфере культуры и
искусства в Тюменской области».
45. Закон
Челябинской области от 28.10.2004 № 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на
территории Челябинской области».
46. Закон
Забайкальского края от 01.04.2009 № 154-ЗЗК «О культуре».
47. Закон
Камчатского края от 28.10.2009 № 319 «О культуре в Камчатском крае».
48. Закон Пермской
области от 07.04.1999 № 458-66 «О государственной политике в сфере культуры,
искусства и кинематографии». Действие документа распространяется на территорию
Пермского края (Закон Пермского края от 07.09.2009 № 476-ПК).
49. Закон
Хабаровского края от 26.07.2005 № 287 «О реализации полномочий органов
государственной власти Хабаровского края в области культуры».
50. Закон
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.11.2005 № 109-оз «О культуре
и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
К оглавлению
|