26.09.2017, вторник

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека » Опросы » Форумы
Поддержка »
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Развитие социальной сферы  >  Публикации  
Стандартизация системы социального обслуживания населения – путь повышения эффективности. Авторы: Новикова М.А., Тарасова Н.А.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
развитие социальной сферы
новости
ссылки
авторизоваться на сайте
получить логин и пароль
техподдержка сайта
частые вопросы и ответы
контакты
Поиск по сайту










Социальная защита завтрашнего дня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения, т.е. адресность. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных социальных стандартов, а также расширения спектра платных услуг.

Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.

Сохраняющаяся в настоящее время проблема – это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. В то время, как их применение могло бы обеспечить более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг, создать условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки и практики, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, адрености, добровольности гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг, например, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

При этом использование государственных стандартов социального обслуживания будет способствовать экономии трудовых и материальных ресурсов, вовлечению в сферу деятельности по социальному обслуживанию негосударственного сектора экономики и, тем самым, будет содействовать улучшению экономических показателей в системе социального обслуживания населения.

В дополнение к действующим нормативно-правовым актам в области социального обслуживания населения государственные стандарты социального обслуживания населения будут способствовать обеспечению единства взглядов и эффективному взаимодействию участников системы социального обслуживания населения (персонала учреждений социального обслуживания населения, семей и граждан – клиентов этих учреждений, органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов), при оказании социальных услуг в соответствии со стандартным объемом и качеством, различным категориям клиентов учреждений социального обслуживания, способствовать реализации законов и других нормативных актов Российской Федерации в части социального обслуживания населения.

Разработанная Фондом «Институт экономики и социальной политики» «Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения» вызвана необходимостью практической реализации, как это принято в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации.

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в сфере социального обслуживания населения:

- необходимость реформирования социальной сферы;

- обеспечение создания рынка социальных услуг;

- создание условий для привлечения к оказанию социальных как государственных, так и негосударственных организаций;

- разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений.

Основные положения концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации в сфере социального обслуживания населения в том числе:

- установление приоритетных направлений объектов стандартизации;

- совершенствование законодательных основ социального обслуживания населения в свете развития стандартизации;

- оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

- экономическое обоснование системы стандартизации социального обслуживания;

- развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности учреждений по предоставлению населению социальных услуг с целью полного обеспечения ими граждан.

Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:

- обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания;

- повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания;

- создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.

Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации – деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения», а предметом стандартизации выступают:

1. Виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры).

2. Социальные услуги.

3. Процессы (работы) по оказанию услуг.

4. Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).

Такой подход в отличие от существовавшего ранее, где объектом стандартизации выступали «социальные услуги», позволяет стандартизировать не только объем и перечень социальных услуг предоставляемых населению, клиентам различных социальных служб и учреждений, а стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.). Этот подход в свою очередь требует своей модели национальной системы стандартизации.

Система стандартизации социального обслуживания, по-нашему мнению, должна включать следующие 4 группы национальных стандартов:

I. Основополагающие стандарты;

II.Стандарты на социальное обслуживание;

III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

IV. Стандарты на методы контроля.

I. Основополагающие стандарты

Первую группу составляют стандарты, содержащие основные положения для сферы социального обслуживания населения. Стандарты данной группы определяют понятие и содержание национальной системы стандартизации социального обслуживания населения, устанавливают общие организационно-технические положения по осуществлению социального обслуживания населения.

Основополагающие стандарты устанавливают и определяют термины, многократно используемые в науке и любой другой деятельности, связанной с реализацией социального обслуживания населения, условные обозначения различных объектов стандартизации социального обслуживания, требования к построению.

II. Стандарты на социальное обслуживание

Группа стандартов на социальное обслуживание устанавливает требования к содержанию групп социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также к деятельности учреждений по оказанию социальной поддержки населения.

Стандарты, входящие в данную группу, включают номенклатуру социальных услуг и видов социальной поддержки, их определения и содержание.

III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания

Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания представляют стандарты на работы (процессы) в сфере социального обслуживания и содержат требования к технологиям осуществления различных видов социального обслуживания, а также требования к технологиям оказания различных видов социальных услуг и социальной поддержки, характеристики условий, необходимых для их оказания. Данная группа стандартов включает также требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при осуществлении социального обслуживания населения и определяет этические нормы и правила в системе социального обслуживания населения.

IV. Стандарты на методы контроля

Стандарты на методы контроля определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.

Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;

Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.

Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.

Внедрение вышеизложенной Концепции потребует решения ряда других задач, без решения которых, реализация такого проекта затруднительна. Среди них такие как:

- определение федерального органа по урегулированию вопросов стандартизации и сертификации системы социального обслуживания населения;

- определение разработчиков государственных стандартов социального обслуживания населения на конкурсной основе;

- внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу;

- разработка новых форм отчетно-статистической документации учреждений социального обслуживания населения;

- разработка номенклатуры учреждений социального обслуживания населения;

- разработка региональных нормативов потребности в учреждениях социального обслуживания населения;

- разработка нормативов и норм на содержание и обслуживание нуждающихся в социальных услугах граждан в соответствии с уровнем «социального риска», т.е. степени тяжести той трудной ситуации, в которой оказался гражданин РФ, а не по принадлежности категории населения, как это трактуется в действующих федеральных законах. Это, например, следующие нормативы:

· нормативы финансирования;

· нормы численности обслуживающего персонала учреждения;

· трудоемкость оказания социальных услуг;

· тарифы стоимости социальных услуг в различных учреждения социального обслуживания в регионе.

Исходя из наступившей у гражданина ситуации «социального риска» необходимо также разработать свои следующие группы государственных социальных стандартов;

- основополагающие стандарты;

- стандарты на социальное обслуживание;

- стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;

- стандарты на методы контроля

Не менее важное направление работы по стандартизации системы социального обслуживания населения - это отработка методологии применения нормативов при формировании бюджетов всех уровней с учетом разграничения полномочий.

Однако, если стандартизация как вид деятельности достаточно освещен в научной литературе, то вопрос оценки качества оказываемых социальных услуг, и последующая в результате оценки сертификация деятельности учреждения по социальному обслуживанию, совершенно не разработаны. Кроме того вопросы стандартизации и сертификации системы социального обслуживания связаны с особенностями самих услуг. К ним можно отнести:

- невозможность количественной оценки многих видов услуг;

- применение экспертных и необходимость социологических оценок для изучения потребительских мнений о качестве;

- нормирование процессов оказания услуг (в том числе безопасности);

- согласование терминологии и классификации законодательной и нормативной базы;

- унификацию номенклатуры общих характеристик и показателей качества однородных услуг;

- установление требований к персоналу и условиям обслуживания;

- обязательность сохранности, своевременности и гарантий качества при оказании услуг и другие особенности стандартизации услуг.

Подтверждение соответствия (сертификация) направлена на достижение следующих целей:

- содействие клиентам учреждений социального обслуживания в компетентном выборе социальных услуг;

- содействие повышению конкурентоспособности социальных услуг; контроль безопасности услуг для жизни, здоровья клиентов и имущества;

- подтверждение показателей качества социальных услуг, заявленных исполнителями услуг.

Обязательное подтверждение соответствия услуг, в зависимости от степени потенциальной опасности, осуществляется в двух формах: посредством сертификации услуг и посредством принятия исполнителем услуг декларации о соответствии.

Таким образом, стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения необходима, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям и подготовке к переходу к функционированию системы социального обслуживания в условиях разграничения бюджетных полномочий и соответствующей инвентаризации бюджетных обязательств. Создается принципиально новая ситуация в сфере социального обслуживания при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений:

- осуществление изменений в системе бюджетного устройства Российской Федерации, позволяющей проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику и реализовать социальные программы;

- четкое разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов всех уровней, в том числе и в социальной сфере;

- совершенствование налогового механизма в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней для достижения реальной налоговой автономии субъектов РФ, органов местного самоуправления и возможности концентрации средств для социального развития.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации теперь отнесены определение размеров и видов социальной помощи, а также установление порядка и условий ее оказания. Таким образом, создана основа для учета специфики конкретных территорий, различия в социальном развитии регионов и появилась, установленная в законодательстве возможность, не вторгаясь в компетенцию федеральной власти, реализовывать новые эффективные модели расходования бюджетных средств на нужды социальной помощи применительно к местным условиям.



Автор: М.А. Новикова, Н.А. Тарасова
15.11.2004

Вернуться к списку публикаций

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2004 - 2017, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 357-55-05      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024