На сегодняшний день система социального обслуживания в целом построена и действует, а перед государством стоят задачи создания рынка социальных услуг и расширения возможностей клиентов в выборе форм и методов обслуживания. Реализация этих задач сопряжена с множеством трудностей, в числе которых недостатки законодательного регулирования системы социального обслуживания, особенности сложившейся сети социальных служб, реализующих услуги и др.
Наиболее существенные препятствия на пути становления рынка социальных услуг, качественной и своевременной реализации государственных социальных обязательств в области социального обслуживания населения, а, следовательно, соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере государственной защиты и поддержки, закрепленных действующей Конституцией, создают особенности российского законодательства, регулирующего функционирование и развитие системы социального обслуживания населения.
К ним можно отнести:
несогласованность действующего законодательства, определяющего механизмы функционирования системы социального обслуживания;
неопределенность социальных стандартов в сфере социальной защиты в целом (и социального обслуживания, в частности); отсутствие регламентированной законодательством системы контроля и оценки эффективности (как сравнительной, так и абсолютной) функционирования сети учреждений, отвечающих за реализацию социального обслуживания;
отсутствие нормативно определенных требований к объемам и качеству услуг, оказываемых населению учреждениями социального обслуживания за счет бюджетных средств, отсутствие на федеральном уровне многих нормативов (как финансовых, так и натуральных) в области социального обслуживания;
отсутствие законодательно определенной номенклатуры услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания и др.
Формирование системы стандартизации в области социального обслуживания призвано решить многие из перечисленных выше проблем, определить нормативные подходы к реализации механизмов оказания населению социальных услуг, в том числе требования к их объемам, качеству, технологиям предоставления и контроля социального обслуживания.
|
|
Внедрение стандартизации и сертификации в сферу социального обслуживания создаст основу защитного механизма, предохраняющего каждого из субъектов взаимодействия в рамках социального обслуживания (заказчик, получатель, исполнитель услуги) от возможного негативного воздействия друг на друга, формирования эффективных механизмов регулирования зарождающегося рынка услуг в данной сфере.
Разработка и внедрение стандартов качества услуг, оказываемых в рамках системы социального обслуживания, а, кроме того, стандартизация внутренних ресурсных составляющих процесса оказания социальных услуг (требований к персоналу, осуществляющему обслуживание, к материально-техническому обеспечению и оснащению, а также к оборудованию учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения), будет способствовать повышению качества социального обслуживания, стимулировать учреждения к повышению общей культуры обслуживания, развитию профильных услуг (в соответствии с типами учреждений), создаст условия для развития конкуренции между учреждениями и организациями, осуществляющими социальное обслуживание населения.
Проект «Концепция формирования национальной системы стандартизации социального обслуживания населения», выполненный Фондом «ИнЭСП» по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации, должен был заложить основы создания такой системы.
Целью проекта являлась разработка модели системы стандартов и концепции формирования такой системы.
В процессе исследования был проведен анализ российского законодательства по вопросам стандартизации, сертификации и нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание населения, а также анализ отечественного и зарубежного опыта разработки стандартов в сфере оказания социальных услуг населению.
Основными результатами проекта явились модель и проект концепции национальной системы стандартизации социального обслуживания, включающей описание структуры и механизма функционирования модели, принципов, требований к разработке стандартов социального обслуживания, концептуальных подходов к формированию системы, порядка и периодичности разработки стандартов, механизма их внедрения и контроля за деятельностью социальных служб в части предоставления социальных услуг населению в соответствии с утвержденными стандартами.
|