В настоящее время глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.
Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:
- недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
- невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
- неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
- недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
- несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.
Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.
Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и включает следующие предметные области: доходы и уровень жизни населения; рынок труда, занятость и безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; условия и охрана труда; социально-демографические и миграционные процессы; социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование; социальное партнерство.
В процессе развития информатизации социально-трудовой сферы задействованы:
- Министерство труда и социального развития Российской Федерации (в настоящее время - Минздравсоцразвития Российской Федерации, включая Федеральную службу по труду и занятости);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по труду, социальной защите, по вопросам женщин, семьи, демографической политики, по делам молодежи;
- государственные внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды социальной поддержки населения Российской Федерации;
- предприятия, учреждения и организации социально-трудовой сферы.
Целью данного проекта являлась выработка концептуальных основ, нормативно-методологических положений и перспектив развития информатизации социально-трудовой сферы.
В рамках проекта были проведены следующие работы:
- проведен анализ достижений в области информатизации государственных органов власти, министерств и ведомств;
- проанализированы нормативно-методологические разработки и достижения в области информатизации социально-трудовой сферы;
- проанализированы перспективы развития информатизации социально-трудовой сферы;
- разработана концепция развития информатизации социально-трудовой сферы;
При подготовке отчета были использованы материалы Минтруда России, Минобразования России, Минздрава России, Минсвязи России, Минэкономразвития России иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Результаты проекта планировалось использовать при проведении информатизации социально-трудовой сферы, оптимизации финансовых расходов на проведение мероприятий по автоматизации деятельности Министерства, выработке перспективных планов автоматизации отрасли.