Российская газета : Екатерина Геннадьевна, потянет ли армейское ведомство такие колоссальные расходы на улучшение жизни военных?
Екатерина Приезжева : Сказать, что это будет сделать нелегко, - не сказать ничего. Ведь в некоторых областях армейской жизни предстоит совершить маленькую революцию.
Главные трудности в реализации военно-социальной стратегии будут связаны с денежным довольствием и жильем. Тут планы самые масштабные. К 2020 году денежное довольствие офицеров должно на четверть превысить среднюю заработную плату по отраслям экономики. Поскольку оно сейчас ровно на столько же не дотягивает до средней планки, то разговор идет о многократном утяжелении военного кошелька. Необходимо увеличить выплаты военным пенсионерам - с нынешних 30-33 процентов от суммарного денежного довольствия военнослужащих до 80. В отношении гражданских специалистов планы тоже немалые: заработную плату штатского персонала Вооруженных сил к 2020 году надо сравнять со средней зарплатой по стране.
РГ : Привлекательность военной службы зависит не только от заработка. Какие в документе планы на жилье, бытовой комфорт, вообще на обустроенность жизни?
Приезжева : В документе учтены едва ли не все аспекты жизнедеятельности войск - начиная с организации культурного досуга солдат и офицеров и заканчивая социальной защитой отставников. Целые разделы посвящены образовательным программам в армии, здоровью наших защитников и членов их семей, проблемам повышения безопасности военной службы, жилищному вопросу, денежному довольствию военнослужащих, зарплатам гражданского персонала Вооруженных сил и военным пенсиям. Всего в Стратегии таких разделов семь.
Поручая нам разработать такой документ, Министр обороны потребовал, чтобы в нем были четко прописаны социальные преобразования по отдельным категориям людей. Эта задача выполнена. Кроме военнослужащих по призыву и контракту, гражданского персонала и военных пенсионеров там учтены интересы наименее социально защищенных слоев - детей, ветеранов, семей, потерявших на армейской и флотской службе кормильцев.
РГ : Некоторые цифры выглядят прямо-таки фантастическими. Они реальны?
Приезжева : Показатели не взяты с потолка, а основаны на детальных расчетах. Более того, сама стратегия составлена гибко, то есть имеется возможность для ее корректировки. А чтобы корректировка не оказалась со знаком "минус", мы предлагаем включить документ в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России.
Есть один принципиальный момент, о котором необходимо упомянуть. Когда мы еще готовили Стратегию, встал вопрос о выработке механизма контроля за ее выполнением. В числе прочих мер предполагается организовать систему мониторинга. Также мы планируем сформировать специальный рабочий орган - комиссию по реализации Стратегии, куда кроме военных войдут представители госвласти, общественных и научных организаций. То есть гражданское общество сможет не только контролировать социальное развитие армии, но и участвовать в этом процессе.
РГ : Готовя перемены, вы учитывали зарубежный опыт?
|
|
Приезжева : Про него тоже не забыли. Мы внимательно проанализировали, как решаются аналогичные проблемы в армиях ведущих западных держав. Таких, как США, Великобритания, Германия, и некоторых других. Знакомство с их практикой оказалось, на мой взгляд, весьма полезным. Но главное, что, пожалуй, впервые при подготовке документа были учтены рекомендации Общественной палаты России, Общественного совета при минобороны, пожелания комитетов солдатских матерей и ветеранов. Еще до утверждения Стратегия прошла своеобразную экспертизу в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации.
Например, чтобы догнать Евросоюз по уровню безопасности военной службы, нашим командирам придется сократить уровень травматизма и смертности среди личного состава в четыре раза. Возраст офицеров и прапорщиков, не имеющих служебных ограничений по здоровью, планируется поднять с нынешних 42 до 45 лет. А показатель доли здоровых военнослужащих увеличить с 64 до 90 процентов. Этот показатель, между прочим, соответствует нормам армий НАТО.
РГ : Что стало отправной точкой для подготовки такого документа?
Приезжева : Напомню задачу, поставленную Госсоветом: к 2020 году Россия за счет инновационного пути развития должна занять лидирующие позиции в мире по экономическим и социальным показателям. Если рассматривать эту цель применительно к Вооруженным силам, то мы обязаны войти в пятерку лучших армий мира. Без серьезного повышения качества жизни солдат и офицеров такую задачу не решить. Поэтому при разработке военно-социальной стратегии в основу всего был поставлен человек с его потребностями в культурной, жилищной, финансовой и других сферах.
РГ : Вы что же, специально изучали эти потребности?
Приезжева : Именно так. Восемь месяцев представители 13 центральных органов военного управления исследовали государственные и отраслевые концепции и стратегии, федеральные целевые программы и национальные проекты. Мы также подняли все диссертации по социальной проблематике в Вооруженных силах за последние десять лет. Кроме того, по заказу минобороны социологи провели масштабное исследование, позволившее в комплексе оценить состояние военно-социальной сферы и определить ключевые направления ее реформирования. Очень помогло анкетирование, организованное газетой "Красная звезда". В общей сложности нам прислали ответы 15 тысяч военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала армии и флота и военных пенсионеров.
РГ : Когда новая Стратегия заработает?
Приезжева: Ее непосредственную реализацию в войсках начнут уже в следующем году. А вообще документ рассчитан на три этапа, которые соответствуют периодам в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны: 2008-2012, 2013-2017 и 2018-2020 годы. На основе Стратегии уже готовятся ведомственные целевые программы.
Юрий Гаврилов - "Российская газета", выпуск №4663 от 20 мая 2008 г.
|