09.12.2024, понедельник

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Развитие социальной сферы  >  Новости  
О VI заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
развитие социальной сферы
новости
ссылки
контакты
Поиск по сайту










С 7 по 9 июня 2007 года в столице Республики Бурятия городе Улан-Удэ проходило VI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В работе Совета принимали участие Министр Александр Соколов, заместитель Министра Андрей Бусыгин, президент Республики Бурятия Леонид Потапов, более 70 руководителей органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации и другие. Участники заседания обсудили вопрос «О практике сохранения и перспективах развития традиционной народной культуры в Российской Федерации». Кроме того, состоялись заседания «круглых столов» по темам: «О проекте концепции и программы сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» и «О ходе реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях». На данном заседании с докладом "Разработка концепции программы "Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" выступил заместитель директора Фонда "Институт экономики и социальной политики" Сергей Владимирович Сидоренко. Вашему вниманию предлагаются тезисы данного выступления.


ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ
"РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ""

1. Понятие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации

До настоящего времени понятие нематериального культурного наследия в законодательстве Российской Федерации четко не определено.

Согласно Международной конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (17 октября 2003 г., Париж) нематериальное культурное наследие (далее также - НКН) представляет собой обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

2. Организации и носители нематериального культурного наследия

Выделяются следующие основные группы организаций и носителей НКН:

- Организации сферы культуры;

- Коллективы народного творчества;

- Граждане - носители и распространители традиций народной культуры;

- Национальные общественные объединения.

3. Проблема сохранения нематериального культурного наследия

Сегодня в условиях расширяющейся в мире глобализации и происходящих социальных преобразований особую актуальность приобретает проблема сохранения этнической самобытности народов Российской Федерации, накопленного веками культурного наследия, исторической памяти.

Это важно также ввиду необходимости преодоления сырьевой стратегии развития страны и актуализации культурного фактора как ресурса развития, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности.

Утрата НКН происходит по ряду причин, основными из которых является нехватка средств для реализации мероприятий по сохранению и популяризации традиционной культуры, разрушение материальной базы соответствующих учреждений, минимальное денежное содержании специалистов в сфере нематериальной культуры, отсутствие научных исследований по данной теме.

Следствиями указанных тенденций является безвозвратная утрата части самобытной культуры народов России, в том числе малочисленных коренных народов, недостаток в национальных кадрах специалистов фольклора и этнографии, хореографии, рост диспропорций культурного развития между богатыми и бедными регионами Российской Федерации и др.

Актуальность проблемы сохранения НКН обозначена в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 26.04.2007 ("сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества"). Одной из целей среднесрочной программы развития РФ (2006-2008 гг.) определена необходимость "сохранения культурного наследия России, ее культурного потенциала, единого культурного пространства страны".

4. Риски утраты нематериального культурного наследия

Утрата НКН в случае, если данная проблема не будет решаться на федеральном уровне, грозит усилением процессов распада этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием аномалий в жизни общества, разложением принятых нравственных устоев и норм поведения, деградацией, разрушением механизмов культурной преемственности и другими негативными тенденциями.

5. Подход к решению проблемы сохранения НКН

Сегодня становится недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государства в процессы национального и культурного возрождения России. Значимость, масштабность данной проблемы, ее многоплановость и межведомственный характер форм работы являются убедительными аргументами в пользу необходимости создания отдельной ФЦП "Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".

ФЦП должна соответствовать направлениям политики Правительства РФ в сфере культуры, среднесрочным (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России) и долгосрочным (до 2015 г.) приоритетам государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также соответствовать, дополнять и развивать положения основных документов, определяющих деятельность в указанной сфере.

Планируемый срок реализации ФЦП - 2009 - 2013 годы.

6. Предложения по целям программы

Цели программы ориентированы на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

7. Предложения по задачам программы и способам их реализации

Задачами программы являются:

1. Идентификация, документирование и мониторинг состояния предметов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

2. Поддержка организаций сферы культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры, национальных общественных объединений;

3. Поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

4. Популяризация традиций народной культуры Российской Федерации различными формами творческой деятельности, издательскими проектами, а также в средствах массовой информации и сети Интернет;

5. Научное, методическое, кадровое и информационное обеспечение сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Решение первой задачи предполагает создание и ведение Государственного Реестра объектов НКН Российской Федерации, обследование, экспертизу, документирование, сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму, мониторинг состояния объектов НКН и др.

Вторая задача предусматривает: поддержку организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития НКН; поддержку коллективов народного творчества; поддержку творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры; поддержку национальных общественных объединений; поддержку культурных мероприятий в области сохранения и развития НКН; поддержку мирового культурного обмена в сфере НКН.

Третья задача включает разработку и внедрение новых технологий изготовления, распространения и использования продуктов культурной деятельности.

Решение четвертой задачи сосредоточено на создании Интернет - портала по вопросам НКН, популяризацию НКН через СМИ, проведение научно-практических конференций, симпозиумов, создание научной, учебной, методической литературы, электронных информационных ресурсов по вопросам сохранения НКН.

Пятая задача предполагает поддержку научно-исследовательских проектов в области сохранения и развития НКН, проведение семинаров, мастер-классов, организацию и проведение стажировок, создание компьютерных банков данных по объектам НКН, электронных кадастров, реализацию мер по повышению качества государственного управления в сфере сохранения и развития НКН.

8. Предложения по участникам программы

В число федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию программы, предлагается включить следующие.

Государственный заказчик - координатор - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Государственные заказчики (разработчики) - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по туризму, Российская академия наук.

9. Источники и механизм финансирования ФЦП

Ежегодное финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять из средств федерального бюджета (50 млрд. рублей) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (50 млрд. рублей) в порядке софинансирования.

Реализацию ФЦП планируется осуществлять через оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в виде субвенций на конкурсной основе при условии долевого участия заявителя и наличия соответствующей программы поддержки в территории.

10. Механизм реализации ФЦП

Минкультуры России осуществляет управление реализацией Программы, координирует действия разработчиков Программы, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы, формирует отчетность о реализации программы, готовит предложения по ее уточнению, обеспечивает общественную презентацию программы.

Государственные заказчики осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по мероприятиям и заключают с ними контракты, несут ответственность за реализацию мероприятий ФЦП и ведут отчетность.

Органы исполнительной власти субъектов РФ отражают положения ФЦП в документах стратегического, среднесрочного и краткосрочного характера (Стратегии, ДРОНДы, планы деятельности), осуществляют разработку и координируют реализацию региональных программ сохранения НКН.

11. Выгоды от реализации ФЦП

Реализация ФЦП позволит получить ряд выгод, в том числе:

1. Социальные: обогащение культурного разнообразия; создание условий для творчества человека, сближения, обменов и взаимопонимания между людьми; повышение уровня культуры и образования населения; повышение удовлетворенности населения качеством жизни за счет вклада "живой культуры" и др.

2. Экономические: обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны; создание устойчивых конкурентных преимуществ организаций, регионов и страны в целом (строительство экономики, основанной на знаниях и культуре); повышение инвестиционной привлекательности регионов; создание продуктивных рабочих мест в перспективных секторах экономики (творческие индустрии, культурно-познавательный туризм, IT, гостиничная и транспортная инфраструктура, выпуск качественной сувенирной продукции и др.); пополнение региональных и муниципальных бюджетов и др.

3. Политические: поддержание целостности страны и единства российского общества, расширение среднего класса (по уровню доходов) за счет вхождения в него носителей народной культуры; повышение уровня социальной стабильности; создание условий для обеспечения мира, безопасности и спокойствия в обществе и др.

12. Расширение возможностей и повышение качества управления сферой КиМК

Расширение возможностей и повышение качества управления сферой КиМК может быть достигнуто за счет:

- Проведения мониторинга достижения субъектами РФ показателей в сфере сохранения и развития НКН;

- Внесения изменений в стратегии и ДРОНДы субъектов РФ в части целей, мер и показателей, направленных на реализацию ФЦП;

- Оценки удовлетворенности потребителей нематериальных культурных услуг их качеством, полнотой, доступностью;

- Оценки удовлетворенности работников организаций сферы нематериальной культуры своим трудом и его результатами;

- Расширения базы данных показателей субъектов РФ, характеризующих их деятельность в сфере нематериального культурного наследия, подготовленной ИнЭСП по заказу МКМК и размещенной в открытом доступе (www.inesp.ru).


№ п/п

Наименование информационного материала
Ссылка
Версия
Размер

1

Слайды выступления Сидоренко С.В. "Разработка ФЦП "Сохранение нематериального культурного наследия Российской Федерации на 2009-2013 годы""

Скачать файл
21.06.07
256 Kb
13.06.2007

Вернуться к списку новостей

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2001 - 2024, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 692-02-00      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024