ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ "РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ""
1. Понятие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации
До настоящего времени понятие нематериального культурного наследия в законодательстве Российской Федерации четко не определено.
Согласно Международной конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (17 октября 2003 г., Париж) нематериальное культурное наследие (далее также - НКН) представляет собой обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
2. Организации и носители нематериального культурного наследия
Выделяются следующие основные группы организаций и носителей НКН:
- Организации сферы культуры;
- Коллективы народного творчества;
- Граждане - носители и распространители традиций народной культуры;
- Национальные общественные объединения.
3. Проблема сохранения нематериального культурного наследия
Сегодня в условиях расширяющейся в мире глобализации и происходящих социальных преобразований особую актуальность приобретает проблема сохранения этнической самобытности народов Российской Федерации, накопленного веками культурного наследия, исторической памяти.
Это важно также ввиду необходимости преодоления сырьевой стратегии развития страны и актуализации культурного фактора как ресурса развития, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности.
Утрата НКН происходит по ряду причин, основными из которых является нехватка средств для реализации мероприятий по сохранению и популяризации традиционной культуры, разрушение материальной базы соответствующих учреждений, минимальное денежное содержании специалистов в сфере нематериальной культуры, отсутствие научных исследований по данной теме.
Следствиями указанных тенденций является безвозвратная утрата части самобытной культуры народов России, в том числе малочисленных коренных народов, недостаток в национальных кадрах специалистов фольклора и этнографии, хореографии, рост диспропорций культурного развития между богатыми и бедными регионами Российской Федерации и др.
Актуальность проблемы сохранения НКН обозначена в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 26.04.2007 ("сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества"). Одной из целей среднесрочной программы развития РФ (2006-2008 гг.) определена необходимость "сохранения культурного наследия России, ее культурного потенциала, единого культурного пространства страны".
4. Риски утраты нематериального культурного наследия
Утрата НКН в случае, если данная проблема не будет решаться на федеральном уровне, грозит усилением процессов распада этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием аномалий в жизни общества, разложением принятых нравственных устоев и норм поведения, деградацией, разрушением механизмов культурной преемственности и другими негативными тенденциями.
5. Подход к решению проблемы сохранения НКН
Сегодня становится недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государства в процессы национального и культурного возрождения России. Значимость, масштабность данной проблемы, ее многоплановость и межведомственный характер форм работы являются убедительными аргументами в пользу необходимости создания отдельной ФЦП "Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".
ФЦП должна соответствовать направлениям политики Правительства РФ в сфере культуры, среднесрочным (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России) и долгосрочным (до 2015 г.) приоритетам государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также соответствовать, дополнять и развивать положения основных документов, определяющих деятельность в указанной сфере.
Планируемый срок реализации ФЦП - 2009 - 2013 годы.
6. Предложения по целям программы
Цели программы ориентированы на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
7. Предложения по задачам программы и способам их реализации
Задачами программы являются:
1. Идентификация, документирование и мониторинг состояния предметов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;
2. Поддержка организаций сферы культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры, национальных общественных объединений;
3. Поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;
4. Популяризация традиций народной культуры Российской Федерации различными формами творческой деятельности, издательскими проектами, а также в средствах массовой информации и сети Интернет;
5. Научное, методическое, кадровое и информационное обеспечение сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
Решение первой задачи предполагает создание и ведение Государственного Реестра объектов НКН Российской Федерации, обследование, экспертизу, документирование, сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму, мониторинг состояния объектов НКН и др.
Вторая задача предусматривает: поддержку организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития НКН; поддержку коллективов народного творчества; поддержку творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры; поддержку национальных общественных объединений; поддержку культурных мероприятий в области сохранения и развития НКН; поддержку мирового культурного обмена в сфере НКН.
Третья задача включает разработку и внедрение новых технологий изготовления, распространения и использования продуктов культурной деятельности.
Решение четвертой задачи сосредоточено на создании Интернет - портала по вопросам НКН, популяризацию НКН через СМИ, проведение научно-практических конференций, симпозиумов, создание научной, учебной, методической литературы, электронных информационных ресурсов по вопросам сохранения НКН.
Пятая задача предполагает поддержку научно-исследовательских проектов в области сохранения и развития НКН, проведение семинаров, мастер-классов, организацию и проведение стажировок, создание компьютерных банков данных по объектам НКН, электронных кадастров, реализацию мер по повышению качества государственного управления в сфере сохранения и развития НКН.
8. Предложения по участникам программы
В число федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию программы, предлагается включить следующие.
Государственный заказчик - координатор - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Государственные заказчики (разработчики) - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по туризму, Российская академия наук.
9. Источники и механизм финансирования ФЦП
Ежегодное финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять из средств федерального бюджета (50 млрд. рублей) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (50 млрд. рублей) в порядке софинансирования.
Реализацию ФЦП планируется осуществлять через оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в виде субвенций на конкурсной основе при условии долевого участия заявителя и наличия соответствующей программы поддержки в территории.
10. Механизм реализации ФЦП
Минкультуры России осуществляет управление реализацией Программы, координирует действия разработчиков Программы, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы, формирует отчетность о реализации программы, готовит предложения по ее уточнению, обеспечивает общественную презентацию программы.
Государственные заказчики осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по мероприятиям и заключают с ними контракты, несут ответственность за реализацию мероприятий ФЦП и ведут отчетность.
Органы исполнительной власти субъектов РФ отражают положения ФЦП в документах стратегического, среднесрочного и краткосрочного характера (Стратегии, ДРОНДы, планы деятельности), осуществляют разработку и координируют реализацию региональных программ сохранения НКН.
11. Выгоды от реализации ФЦП
Реализация ФЦП позволит получить ряд выгод, в том числе:
1. Социальные: обогащение культурного разнообразия; создание условий для творчества человека, сближения, обменов и взаимопонимания между людьми; повышение уровня культуры и образования населения; повышение удовлетворенности населения качеством жизни за счет вклада "живой культуры" и др.
2. Экономические: обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны; создание устойчивых конкурентных преимуществ организаций, регионов и страны в целом (строительство экономики, основанной на знаниях и культуре); повышение инвестиционной привлекательности регионов; создание продуктивных рабочих мест в перспективных секторах экономики (творческие индустрии, культурно-познавательный туризм, IT, гостиничная и транспортная инфраструктура, выпуск качественной сувенирной продукции и др.); пополнение региональных и муниципальных бюджетов и др.
3. Политические: поддержание целостности страны и единства российского общества, расширение среднего класса (по уровню доходов) за счет вхождения в него носителей народной культуры; повышение уровня социальной стабильности; создание условий для обеспечения мира, безопасности и спокойствия в обществе и др.
12. Расширение возможностей и повышение качества управления сферой КиМК
Расширение возможностей и повышение качества управления сферой КиМК может быть достигнуто за счет:
- Проведения мониторинга достижения субъектами РФ показателей в сфере сохранения и развития НКН;
- Внесения изменений в стратегии и ДРОНДы субъектов РФ в части целей, мер и показателей, направленных на реализацию ФЦП;
- Оценки удовлетворенности потребителей нематериальных культурных услуг их качеством, полнотой, доступностью;
- Оценки удовлетворенности работников организаций сферы нематериальной культуры своим трудом и его результатами;
- Расширения базы данных показателей субъектов РФ, характеризующих их деятельность в сфере нематериального культурного наследия, подготовленной ИнЭСП по заказу МКМК и размещенной в открытом доступе (www.inesp.ru).
|