Выполнение проекта осуществлялось по заказу Федеральной антимонопольной службы в контексте проводимого в настоящее время реформирования государственного управления (административной и бюджетной реформ), в рамках которого в деятельность федеральных органов исполнительной власти внедряются принципы и методы управления, ориентированного на результаты.
Целью работы являлось формирование механизма внутриведомственного бюджетного планирования и внутреннего аудита в Федеральной антимонопольной службе.
В соответствии с поставленной целью в рамках выполнения работы были решены следующие задачи:
формирование нормативных правовых основ подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России и ее структурных подразделений;
формирование методических основ подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России и ее структурных подразделений;
формирование нормативных правовых основ проведения внутреннего аудита результативности деятельности ФАС России.
Доклад представляет собой результат среднесрочного планирования и предназначен для увязки выделяемых бюджетных средств с общественно значимыми результатами деятельности органа исполнительной власти. Основные принципы и требования к подготовке докладов определяются Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Общие содержательные вопросы, касающиеся разработки докладов, определены в Методических рекомендациях по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (письмо Минфина России от 27.06.2005 № 02-АЛ/2008). Указанные документы отражают положения по подготовке докладов, общие для всех субъектов бюджетного планирования.
В то же время процесс среднесрочного планирования во многом определяется спецификой федерального органа исполнительной власти, связанной с его организационной структурой, распределением полномочий, количеством уровней управления, сложившимися процедурами планирования деятельности и др. Данное обстоятельство требует определения порядка подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы в целом и ее отдельных структурных подразделений, учитывающего специфику системы управления Службы и раскрывающего последовательные этапы указанного процесса, определяющего ответственных и их функции.
Более того, обеспечение требуемого качества подготовки докладов требует определения правил подготовки их ключевых разделов, что обуславливает необходимость разработки методических рекомендаций по подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы и её структурных подразделений.
Требование значительного повышения эффективности управления государственными финансами и бюджетным процессом в органах исполнительной власти Российской Федерации обозначило необходимость постепенного внедрения в практику процедур проведения аудита результативности использования бюджетных средств.
|
|
До сих пор традиционным для России являлся финансовый аудит, предполагающий подтверждение законности операций с бюджетными средствами, оценку достоверности финансовой отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В то же время с начала 70-х годов XX века в систему государственного финансового контроля развитых стран начал внедряться аудит эффективности, предполагающий проверку эффективности и результативности расходования бюджетных средств. Официально данный процесс начался после принятия "Лимской декларации руководящих принципов контроля" на IХ Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году.
Аудит результативности предполагает оценку деятельности на соответствие требованиям достижения поставленных целей и задач, а также оценку систем внутреннего контроля на соответствие их требованиям получения достоверных результатов контроля.
Внедрение внутреннего аудита результативности в деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе Федеральной антимонопольной службы, требует разработки нормативной базы его проведения. Порядок, регламентирующий проведение внутреннего аудита результативности деятельности ФАС России, позволит определить основные объекты, предметы внутреннего аудита, этапы планирования и проведения проверок, ответственных исполнителей.
Основными результатами проекта стали:
проект Порядка подготовки и контроля реализации Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы и её структурных подразделений;
проект Методических рекомендаций по подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы и её структурных подразделений;
экспертное заключение о соответствии Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2008 - 2010 гг. установленным требованиям;
предложения по совершенствованию Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы;
проект Приказа Федеральной антимонопольной службы о закреплении персональной ответственности руководителей структурных подразделений ФАС России за достижение целей и задач, установленных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы;
проект Порядка внутреннего аудита результативности деятельности Федеральной антимонопольной службы;
проект Плана мероприятий по созданию и внедрению в деятельность ФАС России системы внутреннего аудита результативности деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Полученные результаты планируется использовать в деятельности Федеральной антимонопольной службы в рамках осуществления мероприятий административной реформы, в том числе внедрения принципов и методов управления, ориентированных на общественно значимые результаты.
|