Государственно-частное партнерство в настоящее время приобретает все большее распространение в различных отраслях экономики, включая транспортную инфраструктуру, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику, строительство, промышленность, культуру и др. В основном под ГЧП понимается совместное финансирование государством и частной стороной инфраструктурных проектов.
Особую актуальность вопрос использования механизма государственно-частного партнерства приобрел в отношении решения проблем в сфере культуры. Национальное культурное наследие России находится на опасной черте угрозы риска безвозвратной утраты многих объектов. Состояние находящихся на государственной охране памятников истории, культуры и природы по оценкам ученых почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по спасению от повреждения, разрушения и уничтожения.
Содержание, реставрация, консервирование такого большого количества объектов в сегодняшних экономических условиях значительно превышает возможности федерального бюджета и бюджетов многих субъектов Российской Федерации. В современных условиях проблему финансирования работ по сохранению культурного наследия региона следует взять на себя не только государству, но и частным собственникам, и обществу, включая малый, средний и крупный бизнес, инвесторов, меценатов, отдельных граждан.
Это диктует необходимость принятия мер, направленных на формирование и развитие соответствующих механизмов в субъектах Российской Федерации.
Целью данного проекта являлась разработка для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методического обеспечения по созданию и развитию механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере культуры.
В соответствии с поставленной целью в рамках выполнения работы Фондом "Институт экономики и социальной политики" были решены следующие задачи:
|
|
проведен анализ российского законодательства, а также российских и зарубежных публикаций, посвященных вопросам формирования отношений между государством и частным сектором по поводу объектов культуры;
проведен анализ лучшего опыта применения исполнительными органами субъектов Российской Федерации механизмов ГЧП в сфере культуры;
разработаны методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Разработка и внедрение методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию и развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры позволит инициировать формирование организационных и правовых условий указанного партнерства на региональном уровне, выработку и регламентацию порядка выполнения ГЧП-проектов и непосредственно апробацию механизма ГЧП.
Результаты работы предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ при принятии решений об определении целей, выборе форм государственно-частного партнерства в сфере культуры, определении общих условий партнерства, регламентации общего порядка заключения и реализации договора о ГЧП, создании необходимых организационных структур для реализации данного механизма.
Значимость результатов данного проекта заключается в определении общих правил организации партнерства между государством и частным сектором в сфере культуры в условиях становления данного механизма в Российской Федерации, отсутствия достаточной практики у субъектов Российской Федерации в инициализации и заключении соглашений с частными инвесторами в сфере культуры, недостаточной нормативной базы по данному вопросу.
|