Минэкономразвития опубликовало на сайте проект плана по созданию федеральной контрактной системы (ФКС). За четыре года министерство рассчитывает сформировать в России новую интегрированную информационную систему госзакупок. Контроль будет начинаться с момента, когда ведомства только планируют свой бюджет, и до момента утилизации приобретенных товаров.
Много платят
У существующей системы госзаказа много изъянов, объясняет сотрудник Минэкономразвития: крупные госконтракты могут длиться по 2-3 года, стоимость часто завышена, госзаказ не мониторится, результаты исполнения госконтрактов не учитываются при планировании следующих закупок. Чиновники стараются избегать публичных контрактов, следует из доклада Минэкономразвития правительству: в I квартале было заключено контрактов с единственными поставщиками на 556 млрд руб. (61% от законтрактованных средств). Средняя сумма контракта, заключенного по несостоявшимся торгам (6,9 млн руб.), в полтора раза выше, чем по состоявшимся. С момента введения закона о госзакупках ситуация только ухудшилась: в 2006 г. объем закупок на торгах втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика, подсчитал Институт госзакупок Высшей школы экономики.
Антимонопольная служба утверждает, что действующая система сэкономила государству 770 млрд руб., исходя из того, насколько в ходе конкурса были снижены стартовые цены, говорит Андрей Яковлев из Высшей школы экономики, но никто не учитывает, насколько они были завышены первоначально. ФКС же просто не пропустила бы томографы за 95 млн руб., обещает чиновник Минэкономразвития. В ведомстве рассчитывают, что программа сэкономит значительные бюджетные средства: в этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб.
График для ФКС
Федеральная контрактная система появилась в США. Сейчас объем бюджетных средств, управляемых в рамках американской ФКС, составляет $500 млрд.
|
|
В системе зарегистрировано 160 000 поставщиков государства. Координирует деятельность системы офис госзаказа США.
Приступить к созданию ее аналога в России авторы программы предлагают уже в следующем году, начав с пилотных проектов в регионах, в сфере обороны и безопасности и в самом Минэкономразвития. Следующий шаг — утверждение регламентов ведомств по управлению госконтрактами, типовых гарантий для приобретаемых товаров. Все стандартные закупки (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение) предлагается оформлять по типовым контрактам и стандартным спецификациям.
В начале 2011 г. должно быть прекращено финансирование не зарегистрированных в Федеральном казначействе госконтрактов. В 2012 г. появится портал с открытым доступом, который станет главным звеном ФКС. На нем ведомства будут размещать информацию о своих планах по закупкам, указывать, сколько они готовы потратить, обосновывать затраты, публиковать сведения о ходе заключения, изменения и исполнения контрактов и, наконец, об утилизации закупленных товаров. Такая система позволит отслеживать обоснованность запросов ведомств и начальных цен закупаемых товаров, отмечает Яковлев, проверять, как были использованы Купленные товары.
Портал может быть создан на базе существующего сайта госзакупок (www.zakupki.gov.ru), говорит чиновник Минэкономразвития. В начале 2013 г. будет введена «в промышленную эксплуатацию» первая очередь «единой интегрированной информационной системы ФКС», а в конце 2014 г. создание новой системы будет завершено. «Создание ФКС — трудоемкая и непростая работа, отсюда такие сроки», — объясняет чиновник Минэкономразвития.
Контролировать ФКС, в том числе информацию на портале, должно специальное ведомство, говорит сотрудник Минэкономразвития. В плане ответственным исполнителем названо само Минэкономразвития, но, возможно, оно передаст функции контроля независимой компании, которую отберет на конкурсе.
|
|
Чиновникам не нравится
У существующей информационной системы закупок есть недостатки, признает начальник управления ФАС Михаил Евраев, но это не значит, что нужно создавать «какую-то новую межгалактическую систему».
Он полагает, что позиция ФАС будет отрицательной, так как нет конкретных предложений по доработке существующей системы госзакупок. С 2011 г. в стране уже начнет работать единый общероссийский портал как по торгам, так и по реестрам контрактов, рассказал Евраев.
Минфин тоже не согласует план по созданию ФКС, говорит сотрудник ведомства: очень длинные сроки исполнения и громоздкие процедуры. «В первую очередь надо разработать типовой контракт для всех ведомств, а не заниматься составлением новых больших планов», — добавил он. В военном ведомстве уже «создана целостная система закупок», говорит бывший чиновник Минобороны, поэтому переход на другую систему вряд ли найдет поддержку. При исполнении оборонзаказа и так ведется раздельный учет затрат, напоминает сотрудник военно-промышленной комиссии при правительстве, так что «ставить эксперименты нет нужды».
Госзакупкам нужна глобальная реформа, уверен Яковлев, недостаточно следить только за их процедурой. По словам сотрудника аппарата правительства, изменение системы госзакупок неизбежно: решение принято премьером Владимиром Путиным и зафиксировано в программе правительства повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г.
Источник: Сайт газеты "Ведомости"
|