07.02.2025, пятница

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Общие вопросы управления  >  Новости  
О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 - 2010 годы

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
новости
ссылки
развитие социальной сферы
контакты
Поиск по сайту










На заседании Правительства Российской Федерации, прошедшем 2 августа 2007 г. рассматривались результаты за 2006 год и основные направления деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Далее приводится текст материалов, представленных к данному заседанию Министерством культуры и массовых коммуникаций.


О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 - 2010 годы

Цели, задачи и показатели деятельности

Основой для выделения стратегических целей Минкультуры России являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере культуры, искусства и информации, а также связанные с необходимостью обеспечения указанных прав приоритеты государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Миссией Минкультуры России, определяющей приоритеты его деятельности, является "Развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности, устойчивого и динамичного развития России".

Успешность процесса модернизации страны существенным образом определяется тем качеством культуры, которое возникает в ее единстве со средствами массовой коммуникации, с новой культурой "масс-медиа" и компьютерными информационными системами. В своем обновленном качестве культура призвана играть роль инструмента создания тех образов будущего, той новой реальности, в рамках которой только и возможно подлинно демократическое осуществление экономических, правовых, образовательных реформ, поскольку они будут восприняты и поняты людьми как насущное и необходимое.

Стратегическими целями Минкультуры России как субъекта бюджетного планирования (далее также - СБП) являются:

1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;

2. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни;

3. Обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства.

Первая стратегическая цель "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям" направлена на реализацию соответствующего права граждан России, установленного статьей 44 Конституции Российской Федерации (пункт 2).

Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

Достижение первой стратегической цели предполагает решение трех тактических задач:

- сохранение культурного и исторического наследия;

- обеспечение сохранности, пополнения и использования фондов телевизионных и радиопрограмм, фильмофондов, архивных фондов;

- создание условий для улучшения доступа граждан России к библиотечной информации и знаниям.

Сохранение культурного и исторического наследия

Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Российской Федерации, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

Обеспечение сохранности, пополнения и использования фондов телевизионных и радиопрограмм, фильмофондов, архивных фондов

Решение этой задачи предполагает осуществление мер, направленных на обеспечение сохранности, пополнения и использования рассматриваемых фондов, в том числе:

- пополнение и комплектование фондовых материалов;

- хранение фондовых материалов на различных видах носителей;

- контроль технического состояния и профилактическая обработка фондовых материалов;

- осуществление реставрационных, консервационных, противоаварийных работ по объектам хранения фильмофондов, фонда телевизионных и радиопрограмм, банка фотоинформации и архивных фондов;

- обеспечение поддержания оптимальных условий хранения и безопасности фондовых материалов;

- реализация экономических, правовых и организационных мер, стимулирующих и принуждающих держателей и пользователей фондов обеспечивать их сохранность и надлежащее содержание;

- обеспечение телерадиовещательных, телерадиопроизводящих организаций фондовыми материалами;

- создание условий для перевода в цифровой формат аудио и аудиовизуальных фондовых материалов.

Для полного обеспечения сохранности указанных государственных фондов необходимо своевременное и научно обоснованное их пополнение, позволяющее с максимальной полнотой документировать все стороны жизни российского общества, развитие культуры и искусства, обеспечивать информационные потребности различных слоев общества.

Создание условий для улучшения доступа граждан России к библиотечной информации и знаниям

Решение задачи создания условий для улучшения доступа граждан к библиотечной информации и знаниям предполагает развитие библиотечного дела. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 1994 года "О библиотечном деле", каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

С целью обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и информации предполагается создание качественно новой системы информационно - библиотечного обслуживания населения России, обеспечение модернизации деятельности библиотек. Необходимо расширение круга задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе. Задача библиотек - обеспечение информационной и культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов и центра.

Целями государственной политики в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

В рамках первой стратегической цели Минкультуры России разрабатывает новую тактическую задачу "Обеспечение доступа социально незащищенных групп населения к культурным ценностям и информации".

В рамках решения задачи разрабатываются механизмы предоставления дополнительных возможностей по пользованию благами культуры и средств информации отдельным социальным группам населения (дети, лица с ограниченными возможностями, малоимущие граждане).

Вторая стратегическая цель "Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни" направлена на реализацию прав граждан России на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, установленных в статье 44 Конституции Российской Федерации.

Сохранение и развитие творческого потенциала нации

В соответствии с "Основами законодательства о культуре"1, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Профессиональным творческим работникам гарантируется обеспечение авторского права и смежных прав, право на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры.

Это направление расходов бюджетных средств, по которому ясно выражается результат, заключающийся в непосредственном создании культурного продукта.

В рамках решения этой задачи предполагается продолжение работы по поддержке выдающихся деятелей культуры и искусства, развитию национальной системы профессиональной подготовки творческих кадров, обеспечению доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизации деятельности образовательных учреждений отрасли, развитию системы непрерывного образования и переподготовки кадров в области культуры, предоставление грантов ведущим коллективам и исполнителям, педагогам.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Президента Российской Федерации. В рамках настоящей задачи развитие системы президентских грантов предполагает совершенствование критериев оценки и отбора художественных коллективов. Для оптимизации механизмов принятия решений о выделении грантов требуется дальнейшее работа по их нормативно-правовому регулированию.

Поддержка и развитие кинематографии, создание условий для доступа к произведениям кинематографии

Реализация данной задачи осуществляется во исполнение Федерального закона "О господдержке кинематографии". В соответствии со статьей 1 данного Закона, государство ответственно за сохранение и развитие кинематографии и за создание условий для доступа населения к произведениям кинематографии.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере кинопроизводства являются: увеличение доли национальных фильмов в общем количестве кинопроизведений, выходящих в прокат, а также стимулирование творческого процесса в кинематографии.

Одним из основных стратегических направлений государственной политики в сфере кинематографии является комплекс мер, направленных на увеличение доли внебюджетных средств в финансировании развития отрасли, в том числе в расходах на кинопроизводство, создание экономических условий для будущего снижения объемов и удельного веса ассигнований из государственного бюджета.

Укрепление единого культурного пространства России, интеграция российской культуры в мировое культурное пространство

В рамках решения задачи укрепления единого культурного пространства России важным является развитие искусства, художественного творчества, что предполагает:

- расширение использования потенциала искусства при формировании политики развития на национальном, региональном и местном уровне;

- оказание большего внимания роли художественной культуры как средства решения социальных проблем, а также острых проблем современного общества (наркомания, преступность, социальное неравенство и т.д.);

- развитие системы грантов по социальной тематике, дотируемых государством;

- расширение использования художественной культуры в международной политике как инструмента политического влияния и создания позитивного образа современной России.

Третья стратегическая цель "Обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства" направлена на реализацию статьи 29 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также гарантирует свободу массовой информации.

Развитие теле- и радиовещания

Эта задача предполагает реализацию мер, направленных на создание и доведение до населения всех регионов страны телерадиопрограмм различной тематической направленности, охватывающих все социальные группы, совершенствование процесса их подготовки на основе использования современной техники и технологии, путем развития материально-технической базы средств теле- и радиовещания.

Приоритетными направлениями в рамках настоящей задачи являются:

- достижение максимального охвата населения страны социально значимым пакетом телерадиопрограмм федерального и регионального уровней;

- обеспечение перехода на новый технический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым и распространение цифровой приемной аппаратуры, доступной рядовому потребителю;

- увеличение числа и качества специализированных программ, включающих информационно-новостийные, культурные и художественные, научно-познавательные, спортивные, детские, музыкальные и другие программы, удовлетворяющие запросы граждан;

- развитие вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья и международного телерадиообмена с целью достойного представления России за рубежом и ее интеграции в мировое информационное пространство.

Развитие печатных средств массовой информации и книгоиздательского дела

В рамках решения задачи предполагается реализация мер, направленных на расширение охвата регионов страны печатными изданиями, создание экономически и организационно и юридически привлекательных условий для развития и распространения печатных изданий и книжной продукции, содействие расширению ассортимента печатных изданий, совершенствование технологий подготовки и распространения периодической печати на основе развития материально-технической базы печатных средств массовой информации и др. Задача направлена также на повышение конкурентоспособности издательско-полиграфической отрасли.

Задачами государственной политики в области книгоиздания, книгораспространения и периодической печати являются:

- разнообразие издательского портфеля, выпуск изданий научно-технической, производственной, образовательной, культурной тематики, а также литературы для отдельных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;

- разработка системы мер, направленных на пропаганду чтения и книги;

- продвижение российской книги за рубежом с целью формирования позитивного образа России и увеличения экспорта российского интеллектуального продукта;

- разработка новых представлений о социально-значимой продукции применительно к прессе;

- обеспечение субсидирования государством и обществом не только развития свободы информации, но и выполнения печатью, особенно региональной, социально значимых функций, восстановление традиций Российской государственности;

- создание благоприятных условий для развития рынка прессы и др.

Поддержка и развитие российских информационных агентств

В рамках решения данной задачи предполагается организация информационно-пропагандистского сопровождения внешней и внутренней политики Российской Федерации, в том числе за рубежом, а также повышение информированности населения о событиях в России и за рубежом, включая:

- обеспечение сбора, подготовки, распространения и продвижения информации о событиях в России и за рубежом;

- информационно-пропагандистское сопровождение политики Российской Федерации;

- проведение встреч с видными общественными и политическими деятелями;

- развитие материально-технической базы информационных агентств;

- создание комплексной системы информационной безопасности Информационного телеграфного агентства России и др.

Стратегические цели и тактические задачи Минкультуры России находятся в полном соответствии с системой стратегических целей Правительства Российской Федерации, изложенных в Основных положениях Сводного доклада Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы.

Расходные обязательства и формирование доходов

Общий объем исполняемых Минкультуры России расходных обязательств в отчетном периоде (2006 год) составил 59 097,6 млн. рублей, в текущем периоде (2007 год) - 73 645,3 млн. рублей.

В 2008 году планируемый объем расходных обязательств составил 87 435,5 млн. руб.

В качестве основы для определения объемов бюджетного финансирования на плановый период (2008 - 2010 гг.) приняты объемы бюджетного финансирования на 2007 год, скорректированные в сторону увеличения материальных затрат с учетом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на проведение дополнительных мероприятий по реорганизации бюджетных учреждений, на проведение реставрации музейных фондов и капитального ремонта зданий и сооружений, проведение дополнительных мероприятий ведомственных целевых программ в сфере архивного дела, культуры и кинематографии, печати и массовых коммуникаций.

Объем и структура основной части расходных обязательств предопределены ранее принятыми законодательными и другими нормативными актами, заключенными договорами и соглашениями, действующими федеральными целевыми программами.

Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение поставленных целей и задач Минкультуры России как субъекта бюджетного планирования осуществляется посредством участия в реализации федеральных целевых программ, реализации ведомственных целевых программ, а также посредством непрограммной деятельности.

В целом Минкультуры России как субъект бюджетного планирования планирует реализацию 50 бюджетных целевых программы, в том числе:

- 25 программ, реализуемых в рамках участия Минкультуры России как СБП в мероприятиях федеральных целевых программ;

- 25 аналитических программ ведомства.

Распределение расходов по целям, задачам и программам

Общий объем расходов Минкультуры России на 2008 год планируется в размере 87 435,5 млн. рублей, на 2009 год - 77 141,5 млн. рублей, на 2010 год - 72 996,6 млн. рублей.

В качестве основных факторов, влияющих на объем потребности в финансировании мероприятий в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также исполнении установленных правовыми актами Российской Федерации обязательств, входящих в сферу компетенции Министерства, выделяются:

на макроэкономическом уровне

- достигнутый уровень социально-экономического развития страны;

- исторические традиции культурного поведения населения;

- платежеспособный спрос населения;

- уровень инфляции;

на отраслевом уровне

- рост социальной востребованности и, следовательно, посещаемости музейных экспозиций, выставок и иных культурно-досуговых мероприятий;

- необходимость обеспечения безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий, а также объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы и др.;

- необходимость консервации (реставрации) объектов культурного наследия в целях их сохранения и дальнейшего использования;

- необходимость развития материально-технической базы подведомственных организаций Министерства, обусловленная ростом их аварийности, увеличением требуемых объемов работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;

- рост потребности в квалифицированных кадрах для отрасли и др.

Приоритетным в плане финансирования в 2008 году является направление, связанное с обеспечением свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни (цель 2) - его доля составит 33,2 %. В дальнейшем доля данного направления в общей структуре расходов будет снижаться (до 32,6%).

При этом планируется увеличение доли расходов по остальным двум направлениям:

- на обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям (цель 1) с 24,1 % в 2008 году до 28,8 % - в 2010 году;

- на обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства (цель 3) - с 21,9% в 2008 году, до 27,3% - в 2010 году.

Результативность бюджетных расходов

В целях включения в систему управления деятельностью Минкультуры России как субъекта бюджетного планирования процедуры оценки результативности бюджетных расходов Министерством внедрена практика ежегодного утверждения показателей, характеризующих достижение целей, задач и реализацию бюджетных целевых программ, для подведомственных агентств и особо значимых бюджетных организаций. Кроме этого, Министерством разработана система отчетности о достижении показателей.

Таким образом, на сегодняшний день оценка результативности бюджетных расходов основывается на показателях, характеризующих степень достижения целей, решения тактических задач Минкультуры России как СБП.

Большинство показателей достижения целей и задач на 2006 год выполнено.

На достаточно высоком уровне находится уровень удовлетворенности населения качеством государственных услуг в сфере культуры, который составил в 2006 году 78,7%, в том числе по федеральным театрам - 78,8 %, музеям - 78,1 %, библиотекам -75,9 %.

Важным элементом планирования деятельности Минкультуры России является региональный аспект. Министерство реализует свою политику через участие в федеральных целевых программах ФЦП "Культура России (2006 - 2010 годы)", ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)"; ФЦП "Юг России"; ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года"; ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года".

В рамках ФЦП "Культура России (2006-2010 годы) реализуются региональные проекты "Культура русского севера" и "Культурное наследие Юга".

Минкультуры России планирует ряд мер, направленных на увеличение доли финансирования, приходящиеся на регионы. В стадии подготовки находятся предложения в программы ФЦП "Юг России"; ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года"; ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года". В текущем году предполагается корректировка ФЦП "Культура России (2006 - 2010 годы)", где также предполагается увеличение объемов бюджетного финансирования.

Разрабатывается федеральная целевая программа по культурно-познавательному туризму, основной акцент в которой будет сделан на социально-экономическое развитие регионов.

В дальнейшем Минкультуры России планирует продолжить работу по созданию системы оценки результативности и эффективности деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.

Проведение мероприятий, направленных на внедрение методов управления, ориентированных на результаты, и повышение результативности бюджетных расходов планируется также и в подведомственных Минкультуры России федеральных агентствах.

Источник информации - сайт Правительства Российской Федерации.


02.08.2007

Вернуться к списку новостей

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2001 - 2025, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 692-02-00      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024