25.06.2024, вторник

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Общие вопросы управления  >  Новости  
О проведении Счетной палатой Российской Федерации анализа программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в Российской Федерации

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
новости
ссылки
развитие социальной сферы
контакты
Поиск по сайту










Отобразить версию для печати

О проведении Счетной палатой Российской Федерации анализа программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в Российской Федерации

Программно-целевое управление федеральными и иными ресурсами – одна из ключевых составляющих системы государственного управления Российской Федерации.

От решения всеми заинтересованными сторонами накопившихся вопросов, свойственных существующей системе программно-целевого управления, будет зависеть качество реализации обновленных национальных проектов и государственных программ, а значит, и достижение поставленных национальных целей по повышению уровня жизни граждан, развитию общества и бизнеса.

Счетная палата с привлечением представителей экспертного сообщества, государственных органов и организаций федерального и регионального уровней проанализировала сложившуюся систему программно-целевого управления.

По итогам анализа отмечено, что внедрение программно-целевого управления в деятельность государственных органов и организаций способствовало систематизации учета бюджетных средств, ориентации их формирования и использования на достижение определенных показателей и результатов, что существенно улучшило прозрачность и подотчетность исполнения бюджета, исполнительскую дисциплину при реализации поставленных целей и задач.

В то же время наряду с положительными результатами анализ выявил ряд системных недостатков.

Так, на конец 2022 года общее количество параметров, характеризующих реализацию программ и проектов (результаты и показатели), составило более 5,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом.

При этом в различных программах и проектах показатели и результаты зачастую повторяются, вплоть до полной идентичности. К примеру, более половины показателей госпрограмм (58,2 %) также представлены на уровне показателей и/или результатов их структурных элементов.

Кроме того, в систему показателей и результатов программ и проектов встроены технические, промежуточные показатели и результаты, причем по некоторым программам и проектам их доля преобладает.

Также имеют место факты дробления аналогичных по своим характеристикам результатов, занижение их плановых значений. Таким образом, на практике выстроенная модель функционирования результатов отсутствует.

Еще один важный недостаток касается подхода, применяемого при оценке программ и проектов. В частности, отсутствует общепринятая и встроенная в процесс принятия управленческих решений практика проведения именно отдельных самостоятельных оценок программ и проектов, в том числе оценок их эффективности.

Как показало исследование, такие оценки подменяются ежегодным сплошным мониторингом программ и проектов с использованием различных повышающих или понижающих коэффициентов, что сказывается на доверии к полученным результатам.

Дополнительным ограничением также являются существующие проблемы в части отдельных механизмов ресурсного обеспечения программ и проектов – синхронизации программ и проектов регионального и федерального уровней, обоснованности отражаемых внебюджетных источников, а также корректности отнесения расходов к проектной или процессной части госпрограмм.

Выявленные недостатки усложняют систему управления программами и проектами, искажают соответствующую отчетность и в целом создают ограничения для достижения установленных целей.

Для решения обозначенных недостатков по итогам анализа предложен ряд мер, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов формирования, реализации и оценки эффективности программ и проектов. Одна из них – разработать и нормативно закрепить правила формирования системы показателей и результатов госпрограмм и их структурных элементов, в том числе устанавливающие необходимые термины и определения, требования, запреты и ограничения.

«По мнению Счетной палаты, такие правила должны основываться на модели функционирования результатов в соответствии с теорией изменений – как, когда и чьими управленческими действиями одни результаты, полученные за счет затрачиваемых ресурсов, приводят к достижению других, более высокоуровневых результатов и соответствующих показателей. В настоящее время нормативно закреплены только достаточно обобщенные положения, выполнение которых отследить, по сути, невозможно. Остальные регулирующие положения носят рекомендательный характер».

Кроме того, Счетная палата рекомендовала:

разработать проект нормативного правового акта, предусматривающего необходимость осуществления отдельных оценок программ и проектов, а также устанавливающего порядки проведения таких оценок и учета полученных результатов в бюджетном процессе;

разработать проект нормативного правового акта, определяющего порядок планирования, определения и подтверждения объемов финансового обеспечения программ и проектов за счет внебюджетных источников.

Источник: Сайт Счётной палаты Российской Федерации

Скачать «Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в Российской Федерации»» в формате *.pdf (1,5 Mb)


Также в разделе Новости сайта Института экономики и социальной политики Вы можете ознакомиться со следующими материалами:

  • Об Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • Об Указе о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

31.05.2024

Вернуться к списку новостей

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2001 - 2024, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 692-02-00      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024