Требования к разработке "дорожных карт" (ДК) (план мероприятий) по направлениям развития сквозных цифровых технологий, а также требования к операторам такой разработки утверждены на заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, которое провёл вице-премьер Максим Акимов.
Ранее ответственным исполнителем по разработке дорожных карт и дальнейшей их реализации была определена госкорпорация "Росатом", говорится на сайте правительства.
Госкорпорация проведёт конкурсные процедуры отбора операторов разработки дорожных карт для каждой из девяти ключевых сквозных цифровых технологий, которые входят в национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации".
Сквозные (универсальные, предназначенные для использования во всех отраслях) технологии - это, в частности:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
системы распределённого реестра ("блокчейн");
квантовые технологии;
новые производственные технологии;
промышленный Интернет;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи;
технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Ранее АНО "Цифровая экономика" сообщала, что подтвердили участие в работе по разработке дорожных карт эксперты компаний: Сбербанк, Mail.ru Group, "Мегафон", "1С", "Яндекс", "Почта России", МТС, "Рамблер", "Вымпелком", "Ростех", "Росатом", при содействии которых будут определены первоочередные потребности развития цифровой экономики.
Разработку дорожных карт, на основе которых предполагается осуществлять финансирование, планируется завершить до июня 2019 года, начать их реализацию - после необходимых согласовательных процедур и утверждения - в третьем квартале 2019 года. В зависимости от готовности отдельных дорожных карт сроки их утверждения и запуска в работу могут быть сокращены.
Финансирование проектов, соответствующих дорожных карт сквозных цифровых технологий, планируется осуществлять преимущественно по конкурсам.
На эти цели в 2019 году запланировано направить более 20 миллиардов рублей.
Как комментировал помощник президента России, председатель наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика" Андрей Белоусов, операторами разработки дорожных карт могут стать и отдельные компании, и консорциумы. При их отборе важно соблюсти два условия. Первое - максимально широкое участие бизнеса в подготовке документов, и второе - максимальная прозрачность и справедливость конкурсных процедур.
На минувшей неделе Минкомсвязь опубликовала для общественного обсуждения проект постановления правительства об утверждении правил предоставления субсидии из федерального бюджета ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" ("Фонд содействия инновациям") для назначения грантов физическим и юридическим лицам в интересах проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Будет осуществляться грантовая поддержка проектов малых форм предприятий по разработке, применению и коммерциализации сквозных цифровых технологий, говорится в пояснительной записке. Планируется ежегодно отбирать по конкурсу не менее 150 предприятий - получателей грантов.
Как стало известно D-Russia.ru, требования к операторам сквозных цифровых технологий (СЦТ) включают:
Наличие опыта разработки комплексных научно-технологических планов (программ), ДК или иных программных документов научно-технического и технологического развития за последние 5 лет;
Наличие опыта участия в международной научно-технологической кооперации - выполненные или выполняемые совместные работы за последние 5 лет, включая организацию и (или) участие в научно-технических конференциях, соответствующих направлениям сквозных технологий, с привлечением международных экспертов;
Наличие авторских публикаций по тематике СЦТ в области цифровых технологий;
Опыт работ и (или) исследовательской деятельности по направлению СЦТ, в рамках которой проводится экспертиза за последние 5 лет;
Опыт проведения форсайтов, семинаров и прочих публичных мероприятий с числом участников не менее 100 человек и пр.
|
|
При отборе экспертов, привлекаемых к работе по формированию дорожных карт, должны использоваться следующие критерии:
Для представителей научного сообщества (исследовательских центров, институтов, вузов, лидирующих исследовательских центров др.):
количество публикаций по области СЦТ в рецензируемых журналах, входящих в Scopus или Wеb of Science;
наличие ученой степени;
опыт участия/руководства научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью;
наличие выступлений на профильных конференциях по тематике СЦТ.
Для представителей бизнеса (компаний, производственных предприятий и др.):
представление организации (корпорации с государственным участием, крупных отраслевых компаний и др.), входящей в перечень ведущих организаций в области СЦТ, и номинирование руководством организации в качестве эксперта;
руководящая должность в организациях, работающих в сфере СЦТ;
ответственность за научно-технологическое, инновационное, цифровое развитие (CDO);
руководство и участие в инновационных проектах по тематике СЦТ;
опыт работы в компаниях профильного направления СЦТ;
количество патентов по тематикам, связанным с СЦТ.
Для представителей органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровне, институтов развития:
место работы (профильные министерства (Минкомсвязи России, Минпромторг России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России и др.), институты развития);
должность (заместитель министра, директор, заместитель директора, начальник отдела, заместитель начальника, главный специалист и др.);
соответствие направления деятельности тематике цифровой экономики;
опыт работы по тематике СЦТ.
Задачи дорожных карт:
определение измеримых стратегических целей развития СЦТ;
определение целевых эффектов от развития СЦТ;
определение приоритетных СЦТ и субтехнологий СЦТ, и обоснование их выбора;
определение долгосрочных ориентиров для деятельности субъектов поддержки в рамках федерального проекта "Цифровые технологии", в том числе лидирующих исследовательских центров (далее - ЛИЦ), вузов, научных организаций, компаний (в т.ч. с государственным участием, малых и средних инновационных предприятий), цифровых платформ и др.;
содействие планированию деятельности участников реализации Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", связанных документов стратегического планирования Российской Федерации;
определение областей применения решений на основе СЦТ и субтехнологий СЦТ, направлений внедрения с привязкой к индустриальным партнерам (в том числе, организаций-лидеров, координирующих в соответствующих предметных областях проводимые в стране исследования и разработки, и компаний, способных стать лидерами на глобальных технологических рынках по СЦТ);
определение требований к разработке мероприятий, направленных на достижение целевых эффектов от развития СЦТ.
Временной горизонт дорожных карт определяется с учетом особенностей жизненного цикла решений, с учетом динамики развития СЦТ в России и за рубежом, и может уточняться в процессе ее формирования в зависимости от реальных возможностей по извлечению экспертной информации. В общем случае дорожные карты должны быть разработаны на период до 2024 года.
Источник: сайт онлайн-издания D-russia.ru
|