"О паспортах приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержки занятости" и приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Волги, о ходе реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности""
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги, у нас сегодня заседание президиума Совета по приоритетным проектам. Тем, как обычно, несколько. Начнем рассмотрение вопроса по паспорту программы "Повышение производительности труда и поддержки занятости".Также рассмотрим проект паспорта по оздоровлению Волги, обсудим направление "Международная кооперация и экспорт", внесём некоторые технические изменения в паспорта других программ.
Начнём с производительности труда.
От этого показателя действительно во многом зависит, насколько здоровой является экономика. Мы только что прогноз рассматривали с коллегами на совещании, и там тоже тема производительности труда звучала - вообще, насколько устойчива и конкурентоспособна и экономика в целом, и компании в частности.
К сожалению, наша страна сильно уступает по этому показателю развитым государствам. По данным Организации экономического сотрудничества, в 2015 году производительность труда в нашей стране (это ВВП на час отработанного времени) была в два раза ниже, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Парадокс в том, что при этом наши граждане работают не меньше, а даже больше, в среднем это получается около 2000 часов против 1750 приблизительно часов в странах ОЭСР.
То есть мы вкладываем много сил, времени, а на выходе результаты весьма средние. Почему так происходит? Во-первых, из-за недостаточной конкуренции в экономике, а значит, недостаточного количества стимулов к наращиванию производительности труда.
Во-вторых, из-за технологического отставания, которое у нас накопилось в целом ряде отраслей.
В-третьих, из-за того, что руководители компаний, да иногда и руководители регионов, и федеральных органов власти не обладают всеми нужными знаниями для работы в условиях современной экономики, современных технологий, включая цифровые технологии.
Картина мира меняется каждый день, мы это понимаем. Чтобы ей соответствовать, требуется постоянная учёба, самосовершенствование. И диплома просто очень хорошего вуза уже совершенно недостаточно.
Среди других факторов, которые тормозят производительность, - нехватка инвестиций, несовершенство законодательства (это тоже, конечно, есть) и множество административных барьеров. Для решения этих проблем был разработан этот проект по производительности труда.
Какие шаги предлагается сделать? Во-первых, на федеральном уровне идёт речь о формировании пакетов специальных мер для работающих людей и компаний.
Речь идёт и о налоговом стимулировании, и об оптимизации кадрового делопроизводства. Отдельно речь идёт о поддержке самозанятых граждан и трудовой мобильности за счёт применения повышающего коэффициента при учёте расходов на подъёмные, на обучение, на переобучение работников.
По итогам 2017-2018 годов мы посмотрим, как можно улучшить и трудовое законодательство.
Второе, о чём идёт речь: будут разрабатываться региональные программы повышения производительности труда, поддержки занятости. Министерство на первом этапе отобрало 16 регионов, где на предприятиях заработают перечисленные меры государственной поддержки. Компании, конечно, тоже должны приложить усилия для оптимизации своего производства и бизнес-процессов, построить эффективную систему труда, мотивации сотрудников, не допускать травм на производстве.
Понятно, что модернизация предприятий приведёт и к высвобождению части работников. Службы занятости, местные власти должны быть готовы к такому развитию событий, вовремя организовывать курсы переквалификации, активно помогать в поиске работы.
Третье. Менеджмент компаний и регионов, где выполняются программы повышения производительности труда, должен будет и сам пройти необходимое обучение, освоить навыки работы в цифровой экономике, современные управленческие практики.
Придётся использовать различные обучающие форматы, дистанционное образование. В качестве преподавателей будем приглашать и успешных предпринимателей, и государственных служащих, преподавателей российских и зарубежных.
Наконец, в-четвёртых, предлагается создать центр компетенций в сфере производительности труда на базе Внешэкономбанка, который будет "единым окном" доступа компаний к имеющимся мерам государственной поддержки. При разработке этих мер учитывался опыт стран, для которых госполитика в области производительности труда стала приоритетом. Речь идёт о Германии, Японии, Малайзии, некоторых других странах.
Мы также руководствуемся опытом наших российских регионов, которым удалось добиться впечатляющих экономических успехов в этой сфере, - это, скажем, Татарстан, Калужская область, некоторые другие субъекты Федерации. Посмотрим на это тоже.
Теперь по другим проектам сегодняшним. По "Международной кооперации и экспорту". Этот проект тоже связан с производительностью труда. Важно, чтобы наша индустрия ориентировалась не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Мы занимаемся импортозамещением, но это не означает, что мы должны поддерживать продукцию любого качества.
Товары должны быть, как и услуги, на высоком уровне, по адекватным ценам. Экспорт в этом случае - это очевидное и вполне объективное мерило качества, потому что за границей всякие слабые разработки, плохие товары брать не будут.
Это действительно очевидный индикатор успеха для компаний, именно поэтому мы такой приоритет и разработали. Речь идёт о том, чтобы посмотреть конкретные меры по развитию таких отраслей, как авиастроение, автопром, железнодорожное машиностроение, сельхозмашиностроение.
И третий проект, на котором я остановлюсь, посвящён оздоровлению Волги. Мы подробно это обсуждали на выездном совещании, которое я проводил в Волгограде 8 августа. Там приняты решения, были даны поручения. Сегодня мы утвердим паспорт приоритетного проекта.
Сейчас на берегах этой крупнейшей реки у нас живёт 60 млн человек, это треть российского населения. Здесь половина промышленного производства сконцентрирована, с этим связаны и проблемы Волжского бассейна.
|
|
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания
Из стенограммы:
М.Орешкин: Сегодня на президиуме Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был рассмотрен проект по производительности труда. На самом деле очень важная тема. В условиях демографических ограничений, которые у нас есть, основной источник экономического роста - это рост производительности труда.
Этот тот источник, который может позволить более быстрыми темпами расти и зарплатам, что очень важно, потому что современная экономика - это экономика, связанная с человеком, с развитием его талантов, и более высокий уровень заработной платы - то, что позволит удерживать больше талантов в нашей стране. И понятно, что для сбалансированного экономического развития здесь очень важно повышение производительности труда. Проект был одобрен, он предполагает движение по двум направлениям.
Есть некоторые системные вещи, это и изменения точечные в законодательстве, которые будут снимать ограничения по росту производительности труда, а также создание Федерального центра компетенций на базе Внешэкономбанка, который станет некой общей базой знаний, базой опыта, будет собирать позитивные примеры со всей страны (в первую очередь пилотных регионов, которые попадают в эту программу), для того чтобы эта информация активно распространялась в целом по стране.
И второе направление, можно сказать, от частного к общему, - это региональные программы, программы конкретных предприятий. Были выбраны 6 пилотных регионов, которые начнут работу уже в этом году, в следующем году к ним прибавится ещё 10 регионов.
В каждом регионе будут созданы свои региональные программы повышения производительности, которые будут опираться именно на те предприятия, которые примут участие в программе. Здесь предприятия будут получать займы по льготным ставкам на разработку как раз таких программ повышения производительности труда. Что очень важно, в этой программе также большое внимание уделено проблемам тех людей, которые могут быть высвобождены в результате изменений, происходящих на предприятиях.
Задача - создать условия, чтобы эти люди не остались без работы, чтобы они не потеряли в уровне заработной платы. Именно на такие целевые показатели и ориентируется эта программа - это доля тех людей, которые будут трудоустроены на других предприятиях, у которых будет повышаться квалификация без потери заработной платы.
Ещё раз повторю, очень важно, чтобы этот процесс был общим, чтобы те люди, которые высвобождаются с того или иного предприятия, имели возможность найти новое рабочее место, повысить свою квалификацию, внести свой вклад в рост производительности труда.
В целом отметили, что тренд на повышение производительности труда должен войти в культуру на предприятиях, культуру менеджмента, культуру работников, чтобы вопросы повышения качества работы, повышения эффективности работы, снижения издержек стали первоочередными. Это ключевой момент с точки зрения экономического роста.
Вопрос: Какой у Вас прогноз по темпам роста производительности труда в этом году? На какой темп роста хотелось бы выйти, какая цель стоит?
М.Орешкин: В I-II кварталах этого года у нас рост ВВП на 2,5% при одновременном снижении численности занятых в российской экономике, при одновременном снижении уровня безработицы.
Поэтому темп экономического роста, темп роста производительности труда здесь превышает 3%, он должен сохраняться на таких уровнях, даже приближаться к отметке 4%, для того чтобы выйти на темпы экономического роста выше среднемировых.
<…>
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания
Из стенограммы:
Вопрос: Денис Валентинович, сегодня рассматривались, в частности, конкретные меры, как сказал Дмитрий Анатольевич, в рамках проекта по международной кооперации и экспорту по автопрому, авиастроению, сельхозмашиностроению. Утверждены ли эти меры и какие суммы будут направлены на эти отрасли?
Д.Мантуров: Да. Дмитрий Анатольевич поддержал наши инициативы в части разработанных стратегий по поддержке экспорта и международной кооперации по четырём приоритетным направлениям. Естественно, это касается и других отраслей промышленности несырьевого сектора.
Мы исходим из того, что тот дефицит, который был при формировании лимита бюджета на следующий год образован, будет компенсирован за счёт внесения в этом году части высвобождаемых средств из проекта "Международная кооперация".
Поэтому мы выходим бездефицитно в 2018 году. В общей сложности это направление получает поддержку из бюджета более 30 млрд рублей. Уже расчётным путём подтверждается, что индикаторы, которые были заложены в текущем году, мы перевыполняем. Прогнозы по следующему году также позитивны.
Мы видим хорошую динамику по автомобильной промышленности, у нас увеличивается экспорт не только готовых автомобилей, но и автокомпонентов. Мы будем ставить на этом акцент. И это отражено, в частности, в стратегии по поддержке автопрома по экспорту.
Одно из новых направлений - это льготное кредитование физических лиц за рубежом, поскольку есть разница процентных ставок у зарубежных банков. Если взять, например, Lada Vesta, физические лица за рубежом могут получить кредит под 4-5% годовых в валюте. При этом по другим зарубежным маркам кредиты предоставляются под 0,2-0,5%, не более 1%.
Поэтому мы будем субсидировать так же, как это происходит у нас в стране. Эта мера по льготному кредитованию хорошо себя зарекомендовала, хотим этим воспользоваться на международных рынках.
И при заключении специальных инвестиционных контрактов с автопроизводителями (в первую очередь это касается международных брендов, автоконцернов) мы будем начислять баллы при увеличении объёмов поставки произведённой в России автомобильной продукции - и готовых автомобилей, и автокомпонентов - для последующего оказания мер государственной поддержки для автоконцернов.
<…>
Источник: сайт Правительства Российской Федерации
|