30.04.2017, воскресенье

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека » Опросы » Форумы
Поддержка »
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Общие вопросы управления  >  Новости  
О Заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
новости
ссылки
развитие социальной сферы
авторизоваться на сайте
получить логин и пароль
техподдержка сайта
частые вопросы и ответы
контакты
Поиск по сайту










Отобразить версию для печати

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

<...>

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Д.Медведев: Сегодня у нас одна из завершающих тем, которые мы должны рассмотреть на заседании президиума нашего совета, для того чтобы организовать работу по приоритетным проектам. Она касается государственного контроля и надзора.

Мы многократно к этой теме обращались. Очевидно, что контрольная и надзорная деятельность в том виде, в котором она сейчас существует, вызывает очень много нареканий.

Она недостаточно эффективна и для компаний, и для людей, которые с ней сталкиваются, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу, наверное, в целом и слишком громоздка для государства.

Мало того, надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес.

Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются.

При этом количество подконтрольных предприятий превышает потенциальные возможности проверяющих органов. Результаты проверок далеко не всегда приводят к улучшению условий труда, к устранению рисков.

Конечно, без контроля и надзора ни одно государство не обходится. И это всегда сложный баланс интересов государства, общества и бизнеса. Найти этот баланс непросто.

В нынешних экономических условиях многие предприниматели пытаются экономить буквально на всём, в том числе и на соблюдении требований закона, в ряде случаев - просто договариваться с контролёрами (естественно, на незаконных условиях).

Понятно, что к такому положению дел многие привыкли и не жаждут реформироваться.

Ситуацию нужно менять. На эту тему было дано много государственных поручений по линии Президента, Правительства.

Она постоянно находится в центре внимания.

Какие задачи необходимо решать?

Во-первых, деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные проверяемые результаты.

То есть она должна минимизировать вред жизни и здоровью людей, приводить к снижению количества смертельных случаев, числа заболеваний, травм на производствах, а также к сокращению материального ущерба.

Здесь есть целый ряд целей, в том числе по снижению смертности по контролируемым видам рисков к 2018 году.

У нас, напомню, только из-за инфекционных заболеваний, отравлений, пожаров, дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут десятки тысяч человек.

По данным статистики, совокупная цифра - около 80 тыс. в 2015 году, что, конечно, неприемлемо.

Общемировая практика развивается по пути так называемого риск-ориентированного подхода.

Наша система проверок также должна быть настроена на оценку этих рисков, на предупреждение нарушений, на защиту интересов людей с учётом особенностей конкретной сферы производства или услуг.

Во-вторых, нужно, снизить административную нагрузку на компании, на предприятия и граждан.

У добросовестного бизнеса, который по своей природе не связан с высокими рисками причинения вреда, должно исчезнуть ощущение, что он находится в состоянии "осаждённой крепости", постоянно подвергается проверкам.

Нередко предприниматели не в состоянии обеспечить соблюдение предъявляемых требований хотя бы потому, что этих требований слишком много, либо они противоречивы, либо устарели.

Количество актов, которые действуют в этой сфере, очень значительное, и часть из них действительно принималась в совершенно других социально-экономических условиях.

Есть нормы, которые дублируются на разных уровнях.

По оценкам экспертов, потери бизнеса от выполнения неэффективных предписаний такого рода достигают до 5% валового внутреннего продукта.

Цифра труднопроверяемая, но в том, что цифра эта большая, сомнений ни у кого нет. Задача - снизить непроизводственные издержки бизнеса на 20% к 2018 году и в два раза - к 2024 году.

Нужна "расчистка" этих требований. Каждый предприниматель должен точно знать, под какие виды государственного или муниципального контроля подпадает его деятельность, в каком порядке этот контроль будет осуществлён.

И конечно, требования, которые предъявляются, не должны быть завышенными, они должны быть подъёмными. Ситуация, когда проще договориться с проверяющими, чем исполнять требования закона, по сути, является преступлением и должна быть полностью исключена.

В-третьих, необходимо повысить качество государственного управления в этой сфере. Нужно создать полноценную систему оценки.

Порядок работы каждой инстанции должен быть точно регламентирован, деятельность измеряема конкретными показателями. Причём в рамках этого риск-ориентированного подхода показатели должны охватывать сокращение числа проверок.

Кроме того, если мы всего этого будем добиваться, у нас появится полноценная и обратная связь, а вслед за этим - возможность вести разумную кадровую политику и выделять ресурсы под наиболее важные задачи.

Ещё одна немаловажная часть этой деятельности - сокращение издержек. В настоящее время мы работаем над этим практически по всем сферам государственных расходов. Государственный контроль - не исключение.

Чтобы добиться этого, нужно внедрять современные информационные технологии, которые способны обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность самих контролирующих органов. Должны появиться единые правила ведения реестра проверок, вплоть до автоматизации такого учёта, и, конечно, эта информация должна быть в открытом доступе.

Мы сегодня рассмотрим ещё одну тему. Она касается ипотеки и арендного жилья. С этой темы была начата проектная деятельность. Сегодня это первый готовый к утверждению документ со всеми показателями по объёмам ввода жилья, количеству выдаваемых ипотечных кредитов, ежегодного финансирования пилотных проектов и по коэффициентам доступности.

 

Предполагается, что до 2020 года на достижение этих целей будет направлено более 80 млрд рублей из федерального бюджета и около 34 млрд рублей из бюджетов регионов.

<...>

Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания (из стенограммы:)

I. О целевых показателях, этапах и способах решения основных задач по направлению "Реформа контрольной и надзорной деятельности"

М.Абызов: Сегодня на президиуме совета по приоритетным проектам рассматривались вопросы по реформе контрольно-надзорной деятельности, были представлены основные цели и параметры проектов. Их три.

Первая цель должна обеспечить значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев, заболеваний. В течение 2018-2024 годов мы должны за счёт новой работы контрольно-надзорных органов существенно сократить статистику по смертности в результате рисков, которые контролирует государство, ущерб от заболеваемости и материальный ущерб.

Второе направление реформы контрольно-надзорной деятельности - это сокращение административного давления на бизнес. Контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной, объективной.

Система требований должна быть актуализирована, мы должны исключить дублирующие избыточные требования для бизнеса, а также сокращать количество неэффективных проверок, которые проводятся без учёта того, насколько потенциальный риск представляет деятельность того или другого предприятия.

Третье направление - это совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает контрольно-надзорную деятельность.

В этой части нам необходимо будет обеспечить и новые кадровые подходы, то есть работать над повышением квалификации нашего инспекторского персонала, активно внедрять информационные системы, без качественной работы которых невозможна в том числе и реализация современных методов контроля и надзора, которые осуществляются без фактического контакта физического инспектора и поднадзорного субъекта, а все данные по работе контрольно-надзорных органов получаются через информационные системы.

Примеры такой работы в наших надзорных органах уже есть: Федеральная налоговая служба, Роструд, Росфинмониторинг активно используют эти подходы. Вот три цели, которые обсуждались, параметры по которым в целом были одобрены.

Вопрос: Рассматривался ли вопрос о слиянии трёх надзоров? Это Роспотреб-, Росздрав- и Россельхознадзор.

М.Абызов: Нет, такой вопрос сегодня не рассматривался. Более того, (это ещё раз сегодня подтвердило обсуждение): у нас не является самоцелью реструктуризация, слияние и изменение структуры органов государственной власти контроля и надзора. Это может быть одним из инструментов, но который в ближайшее время не является актуальным.

Вопрос: А вы запрашиваете какое-то финансирование на эти проекты?

М.Абызов: Основной объём финансирования будет осуществляться за счёт тех бюджетных средств, которые сегодня выделяются на обеспечение работы контрольно-надзорных ведомств.

Вопрос: Когда вы планируете подготовить паспорт проекта?

М.Абызов: В соответствии с графиком мы должны сделать это до конца года. Внутри этого приоритетного направления мы сегодня выделили восемь основных проектов, по каждому из которых будет подготовлен паспорт.

Основные из этих проектов - проект по внедрению риск-ориентированного подхода и проект по совершенствованию и принятию системы эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, то есть, по сути дела, внедрение системы KPI в деятельность каждого контрольного, надзорного органа.

Важным проектом является проект информатизации. Крайне важным является проект по переходу от репрессивной модели контроля и надзора к профилактической - проект по предупреждению и профилактике в работе наших контрольно-надзорных ведомств.

Отдельного внимания требует проект, связанный со значительным снижением возможности коррупционных проявлений в деятельности контрольно-надзорных органов.

Также мы подготовим паспорт проекта по реализации контрольно-надзорных полномочий на уровне регионов и муниципалитетов.

На сегодняшний день мы видим динамику, при которой количество проверок и давление на бизнес со стороны федеральных контрольно-надзорных ведомств снижается (пусть и незначительно), при этом значительно повышается количество проверок и давление на бизнес со стороны региональных и муниципальных надзорных ведомств.

Нам необходимо совместно с нашими коллегами и руководителями регионов посмотреть, каким образом мы могли бы здесь объединить усилия и, совершенствуя систему на федеральном уровне, в том числе совершенствовать систему на уровне регионов.

Вопрос: У каждого из этих проектов будет свой руководитель?

М.Абызов: Да, предполагается назначение по каждому из проектов отдельного руководителя, исходя из профиля ведомств, которые выполняют основную нагрузку и работу по реализации этих проектов.

Вопрос: Все эти проекты должны быть до конца года?

М.Абызов: Паспорта проектов должны быть представлены и согласованы президиумом до конца года. Часть проектов уже реализуется сегодня, по другим реализация начнётся с 1 января после утверждения паспортов проектов.

Вопрос: Когда можно будет реально перейти на электронное общение между бизнесом и надзорными органами?

М.Абызов: Это зависит от сегодняшнего уровня информатизации конкретного надзорного ведомства. Налоговая служба полностью перешла уже сегодня на такую систему коммуникации, Роструд - в процессе перехода на эту систему, Росфинмониторинг её полностью внедрил.

Сегодня более 40 ведомств занимается контролем и надзором. Уровень их подготовки, их информационного развития различный.

Будем выстраивать под каждое из ведомств индивидуальный график, который в итоге должен обеспечить в горизонте от 2018 до 2021 года полностью внедрение информационных систем, которые обеспечивали бы электронное взаимодействие между инспектором и поднадзорным субъектом.

<...>

Источник: сайт Правительства Российской Федерации


Также в разделе Новости сайта Института экономики и социальной политики Вы можете ознакомиться со следующими материалами:


19.10.2016

Вернуться к списку новостей

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2004 - 2017, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 357-55-05      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024