<...>
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Д.Медведев: Сегодня у нас одна из завершающих тем, которые мы должны рассмотреть на заседании президиума нашего совета, для того чтобы организовать работу по приоритетным проектам. Она касается государственного контроля и надзора.
Мы многократно к этой теме обращались. Очевидно, что контрольная и надзорная деятельность в том виде, в котором она сейчас существует, вызывает очень много нареканий.
Она недостаточно эффективна и для компаний, и для людей, которые с ней сталкиваются, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу, наверное, в целом и слишком громоздка для государства.
Мало того, надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес.
Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются.
При этом количество подконтрольных предприятий превышает потенциальные возможности проверяющих органов. Результаты проверок далеко не всегда приводят к улучшению условий труда, к устранению рисков.
Конечно, без контроля и надзора ни одно государство не обходится. И это всегда сложный баланс интересов государства, общества и бизнеса. Найти этот баланс непросто.
В нынешних экономических условиях многие предприниматели пытаются экономить буквально на всём, в том числе и на соблюдении требований закона, в ряде случаев - просто договариваться с контролёрами (естественно, на незаконных условиях).
Понятно, что к такому положению дел многие привыкли и не жаждут реформироваться.
Ситуацию нужно менять. На эту тему было дано много государственных поручений по линии Президента, Правительства.
Она постоянно находится в центре внимания.
Какие задачи необходимо решать?
Во-первых, деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные проверяемые результаты.
То есть она должна минимизировать вред жизни и здоровью людей, приводить к снижению количества смертельных случаев, числа заболеваний, травм на производствах, а также к сокращению материального ущерба.
Здесь есть целый ряд целей, в том числе по снижению смертности по контролируемым видам рисков к 2018 году.
У нас, напомню, только из-за инфекционных заболеваний, отравлений, пожаров, дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут десятки тысяч человек.
По данным статистики, совокупная цифра - около 80 тыс. в 2015 году, что, конечно, неприемлемо.
Общемировая практика развивается по пути так называемого риск-ориентированного подхода.
Наша система проверок также должна быть настроена на оценку этих рисков, на предупреждение нарушений, на защиту интересов людей с учётом особенностей конкретной сферы производства или услуг.
Во-вторых, нужно, снизить административную нагрузку на компании, на предприятия и граждан.
У добросовестного бизнеса, который по своей природе не связан с высокими рисками причинения вреда, должно исчезнуть ощущение, что он находится в состоянии "осаждённой крепости", постоянно подвергается проверкам.
Нередко предприниматели не в состоянии обеспечить соблюдение предъявляемых требований хотя бы потому, что этих требований слишком много, либо они противоречивы, либо устарели.
Количество актов, которые действуют в этой сфере, очень значительное, и часть из них действительно принималась в совершенно других социально-экономических условиях.
Есть нормы, которые дублируются на разных уровнях.
По оценкам экспертов, потери бизнеса от выполнения неэффективных предписаний такого рода достигают до 5% валового внутреннего продукта.
Цифра труднопроверяемая, но в том, что цифра эта большая, сомнений ни у кого нет. Задача - снизить непроизводственные издержки бизнеса на 20% к 2018 году и в два раза - к 2024 году.
Нужна "расчистка" этих требований. Каждый предприниматель должен точно знать, под какие виды государственного или муниципального контроля подпадает его деятельность, в каком порядке этот контроль будет осуществлён.
И конечно, требования, которые предъявляются, не должны быть завышенными, они должны быть подъёмными. Ситуация, когда проще договориться с проверяющими, чем исполнять требования закона, по сути, является преступлением и должна быть полностью исключена.
В-третьих, необходимо повысить качество государственного управления в этой сфере. Нужно создать полноценную систему оценки.
Порядок работы каждой инстанции должен быть точно регламентирован, деятельность измеряема конкретными показателями. Причём в рамках этого риск-ориентированного подхода показатели должны охватывать сокращение числа проверок.
Кроме того, если мы всего этого будем добиваться, у нас появится полноценная и обратная связь, а вслед за этим - возможность вести разумную кадровую политику и выделять ресурсы под наиболее важные задачи.
Ещё одна немаловажная часть этой деятельности - сокращение издержек. В настоящее время мы работаем над этим практически по всем сферам государственных расходов. Государственный контроль - не исключение.
Чтобы добиться этого, нужно внедрять современные информационные технологии, которые способны обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность самих контролирующих органов. Должны появиться единые правила ведения реестра проверок, вплоть до автоматизации такого учёта, и, конечно, эта информация должна быть в открытом доступе.
Мы сегодня рассмотрим ещё одну тему. Она касается ипотеки и арендного жилья. С этой темы была начата проектная деятельность. Сегодня это первый готовый к утверждению документ со всеми показателями по объёмам ввода жилья, количеству выдаваемых ипотечных кредитов, ежегодного финансирования пилотных проектов и по коэффициентам доступности.
|
|
Предполагается, что до 2020 года на достижение этих целей будет направлено более 80 млрд рублей из федерального бюджета и около 34 млрд рублей из бюджетов регионов.
<...>
Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания (из стенограммы:)
I. О целевых показателях, этапах и способах решения основных задач по направлению "Реформа контрольной и надзорной деятельности"
М.Абызов: Сегодня на президиуме совета по приоритетным проектам рассматривались вопросы по реформе контрольно-надзорной деятельности, были представлены основные цели и параметры проектов. Их три.
Первая цель должна обеспечить значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев, заболеваний. В течение 2018-2024 годов мы должны за счёт новой работы контрольно-надзорных органов существенно сократить статистику по смертности в результате рисков, которые контролирует государство, ущерб от заболеваемости и материальный ущерб.
Второе направление реформы контрольно-надзорной деятельности - это сокращение административного давления на бизнес. Контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной, объективной.
Система требований должна быть актуализирована, мы должны исключить дублирующие избыточные требования для бизнеса, а также сокращать количество неэффективных проверок, которые проводятся без учёта того, насколько потенциальный риск представляет деятельность того или другого предприятия.
Третье направление - это совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает контрольно-надзорную деятельность.
В этой части нам необходимо будет обеспечить и новые кадровые подходы, то есть работать над повышением квалификации нашего инспекторского персонала, активно внедрять информационные системы, без качественной работы которых невозможна в том числе и реализация современных методов контроля и надзора, которые осуществляются без фактического контакта физического инспектора и поднадзорного субъекта, а все данные по работе контрольно-надзорных органов получаются через информационные системы.
Примеры такой работы в наших надзорных органах уже есть: Федеральная налоговая служба, Роструд, Росфинмониторинг активно используют эти подходы. Вот три цели, которые обсуждались, параметры по которым в целом были одобрены.
Вопрос: Рассматривался ли вопрос о слиянии трёх надзоров? Это Роспотреб-, Росздрав- и Россельхознадзор.
М.Абызов: Нет, такой вопрос сегодня не рассматривался. Более того, (это ещё раз сегодня подтвердило обсуждение): у нас не является самоцелью реструктуризация, слияние и изменение структуры органов государственной власти контроля и надзора. Это может быть одним из инструментов, но который в ближайшее время не является актуальным.
Вопрос: А вы запрашиваете какое-то финансирование на эти проекты?
М.Абызов: Основной объём финансирования будет осуществляться за счёт тех бюджетных средств, которые сегодня выделяются на обеспечение работы контрольно-надзорных ведомств.
Вопрос: Когда вы планируете подготовить паспорт проекта?
М.Абызов: В соответствии с графиком мы должны сделать это до конца года. Внутри этого приоритетного направления мы сегодня выделили восемь основных проектов, по каждому из которых будет подготовлен паспорт.
Основные из этих проектов - проект по внедрению риск-ориентированного подхода и проект по совершенствованию и принятию системы эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, то есть, по сути дела, внедрение системы KPI в деятельность каждого контрольного, надзорного органа.
Важным проектом является проект информатизации. Крайне важным является проект по переходу от репрессивной модели контроля и надзора к профилактической - проект по предупреждению и профилактике в работе наших контрольно-надзорных ведомств.
Отдельного внимания требует проект, связанный со значительным снижением возможности коррупционных проявлений в деятельности контрольно-надзорных органов.
Также мы подготовим паспорт проекта по реализации контрольно-надзорных полномочий на уровне регионов и муниципалитетов.
На сегодняшний день мы видим динамику, при которой количество проверок и давление на бизнес со стороны федеральных контрольно-надзорных ведомств снижается (пусть и незначительно), при этом значительно повышается количество проверок и давление на бизнес со стороны региональных и муниципальных надзорных ведомств.
Нам необходимо совместно с нашими коллегами и руководителями регионов посмотреть, каким образом мы могли бы здесь объединить усилия и, совершенствуя систему на федеральном уровне, в том числе совершенствовать систему на уровне регионов.
Вопрос: У каждого из этих проектов будет свой руководитель?
М.Абызов: Да, предполагается назначение по каждому из проектов отдельного руководителя, исходя из профиля ведомств, которые выполняют основную нагрузку и работу по реализации этих проектов.
Вопрос: Все эти проекты должны быть до конца года?
М.Абызов: Паспорта проектов должны быть представлены и согласованы президиумом до конца года. Часть проектов уже реализуется сегодня, по другим реализация начнётся с 1 января после утверждения паспортов проектов.
Вопрос: Когда можно будет реально перейти на электронное общение между бизнесом и надзорными органами?
М.Абызов: Это зависит от сегодняшнего уровня информатизации конкретного надзорного ведомства. Налоговая служба полностью перешла уже сегодня на такую систему коммуникации, Роструд - в процессе перехода на эту систему, Росфинмониторинг её полностью внедрил.
Сегодня более 40 ведомств занимается контролем и надзором. Уровень их подготовки, их информационного развития различный.
Будем выстраивать под каждое из ведомств индивидуальный график, который в итоге должен обеспечить в горизонте от 2018 до 2021 года полностью внедрение информационных систем, которые обеспечивали бы электронное взаимодействие между инспектором и поднадзорным субъектом.
<...>
Источник: сайт Правительства Российской Федерации
|