Д.А.Медведев: Добрый день, коллеги! Начнём с науки - это первый вопрос нашей повестки дня. Он касается проекта государственной программы ("Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы). Я напомню, мы уже этой темы касались. Вы помните: принятие государственных программ - это действительно один из ближайших приоритетов Правительства. Ряд программ уже обсуждён, значительная часть ещё подлежит обсуждению, но очевидно, что переход на инновационный путь развития экономики невозможен без наличия современной науки и научно-исследовательского потенциала. Вчера форум, кстати, на эту тему был неплохой, назывался "Открытые инновации". Интерес к нашей стране со стороны мировой исследовательской элиты существует, несмотря на определённые трудности, которые у нас были (где-то и сохраняются), тем не менее всё-таки все оценивают наш потенциал весьма высоко, что неплохо. В последнее время, и это тоже не остаётся незамеченным, мы всё-таки смогли вложить достаточно приличные средства и в образование, и постарались направить определённые средства в науку. Сконцентрировать ресурсы на основных векторах развития науки и технологий - это есть одна из целей государственной программы. В неё будут интегрированы несколько действующих федеральных целевых программ, о чём расскажет министр.
Важно, что проект соответствующей программы "Развитие науки и технологий" прошёл общественные слушания, он обсуждался на заседании Открытого правительства в октябре и в целом был одобрен научным и экспертным сообществом. Реализация программы должна помочь обеспечить конкурентоспособный уровень фундаментальных научных исследований, создать задел на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны, развить, естественно, и университетскую науку, и сформировать единую инфраструктуру исследований и разработок, и, наконец, укрепить статус России как научной державы.
Теперь о показателях, на которые мы должны выйти. Мы их обсуждали и, можно сказать откровенно, даже дискутировали о том, какими всё-таки они должны быть. Назову некоторые из них. Планируется, что динамика финансирования научных исследований и разработок будет опережать прирост макроэкономических показателей и к 2020 году составит около 3% валового внутреннего продукта. Причём в самой структуре затрат должны произойти качественные изменения, нагрузка на федеральный бюджет при этом должна сократиться.
Доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, которые индексируются на соответствующей базе данных "Сеть науки", должна вырасти приблизительно до 3%, в настоящий момент она около 2. Удельный вес нового оборудования в организациях, которые выполняют научные исследования и разработки, должен достичь 70%. И конечно, очень важным является вопрос о том, кто занимается научными исследованиями. Это вопрос прихода молодых учёных и, самое главное, их сохранения в системе российской науки. Возраст исследователей до 39 лет должен составить не менее трети в общей численности научных работников. И конечно, немаловажно выполнить те показатели, которые мы на себя взяли, то есть чтобы их средняя зарплата была в 2 раза выше, чем средняя зарплата в регионе. В общем эти цели и некоторые другие, о которых доложит министр, - амбициозные. Конечно, их реализация будет зависеть от текущей макроэкономической ситуации, от ситуации в нашей экономике, но только такая работа и только такие цели позволят в полной мере раскрыть и интеллектуальный, и промышленный потенциал нашей страны.
Да, и ещё одна тема, которая связана с поддержкой отечественной науки. Я знаю, что некоторые учёные, которые победили на конкурсах по грантам, - это молодые кандидаты и доктора наук… Ведущие школы до сих пор не получили гранты, насколько я понимаю, и причина заключается в том, что механизм перечисления этих грантов был недоработан. Речь идёт об организациях, которые не находятся в ведении Министерства образования и науки. Хотел бы сказать, что я подписал постановление, по которому этот правовой пробел будет устранён. Проблема должна быть решена в ближайшее время. Прошу министров, которые имеют к этому отношение, взять это на контроль.
Следующий вопрос (он тоже весьма непростой и с длинной историей) - о повышении доходной базы местных бюджетов. Мы его неоднократно обсуждали и с губернаторами, и с главами муниципалитетов, и, конечно, с гражданами. Уровень жизни людей напрямую зависит от работы муниципалитетов, потому что качество и коммунальных услуг, и городского транспорта, свет, тепло и в домах, и в больницах, и в школах, чистота на улицах - все эти проблемы могут и должны решаться, естественно, не в московских кабинетах и даже не в кабинетах региональных начальников, а на местах и, конечно, при наличии необходимых средств. Проблема отсутствия ресурсов, скажем даже более, может быть, остро - по сути, иногда хронического безденежья местного самоуправления может быть решена только при наличии двух возможностей: во-первых, если мы будем наращивать доходы, расширяя перечень доходных источников, и, во-вторых, естественно, выравнивать ситуации из других бюджетов, повышая соответствующие дотации. Предполагается, что одним из дополнительных источников для местных бюджетов станут доходы от введения патентной системы налогообложения. Мера важная, особенно для малого и среднего бизнеса, она может стимулировать развитие, насколько эффективно - будет зависеть, конечно, от скоординированности наших действий и эффективности работы на местах в регионах и муниципалитетах, тем более что 100% отчислений от этого налога будет направляться в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
К концу этого года также должна быть завершена работа по введению единого налога на недвижимость. Кадастровая оценка показывает, что в стране существует немало несформированных земельных участков. Это приблизительно больше, чем пятая часть земельного фонда России, - огромное количество, если иметь в виду масштабы нашей страны. На территории городских поселений и округов их около 8%, тоже немаленькая цифра. Это существенный резерв для местных бюджетов, которым нужно грамотно распорядиться.
Нам нужно также определиться и с объёмами дотаций, которые будут перечисляться муниципалитетам для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, и со стимулами, конечно, по самостоятельному наращиванию доходов местных бюджетов. Изыскивая дополнительные средства для муниципалитетов, мы должны учесть уровень развития каждого региона, сбалансировать его в целом и в рамках того или иного бюджета. Действовать нужно и профессионально, и осторожно. У субъектов Российской Федерации, у местного самоуправления, у нас всех на самом деле задача общая - это повышение качества жизни наших граждан. В подготовительной работе участвовали многие регионы. Очевидно, что мы сегодня при помощи соответствующих мер этих задач не решим: они слишком масштабные, но всё равно нужно действовать, нужно с чего-то начинать. Я об этом впервые сказал практически год назад, к сожалению, движение по этому пути не такое быстрое, как нам бы хотелось. Это прежде всего связано с текущей финансовой ситуацией, но ещё раз говорю, нужно двигаться вперёд, поэтому у нас на заседание приглашены руководители двух регионов. Это губернаторы Тамбовской области (Олег Иванович Бетин) и Самарской области (Николай Иванович Меркушкин), которые эту проблему знают. Они люди опытные, надеюсь, тоже выскажут свои соображения.
Ещё один вопрос, который касается деятельности Правительства, - это работа Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Я напомню, что она была создана в 2009 году, цель, естественно, - формирование национальной сети автомагистралей, скоростных автодорог, привлечение частных инвестиций в дорожный сектор и повышение транспортной доступности, что, как мы все прекрасно понимаем, крайне актуально для нашей огромной страны. В доверительном управлении "Автодора" сейчас уже есть целый набор трасс, это автомобильные дороги "Дон", "Беларусь", "Украина". Компания является ответственным исполнителем строительства скоростной автомобильной дороги Москва-Петербург, а также Центральной кольцевой автодороги в Московской области. "Автодор" использует механизмы привлечения средств частного бизнеса - что, собственно, и было изначально ему поставлено в задачу, - управляет двумя первыми в России концессиями. Недавно с одним из этих проектов я ознакомился, это строительство выхода на МКАД с федеральной трассы "Беларусь" в обход города Одинцово. В общем, уже есть о чём поговорить, есть результаты определённые, есть, наверное, и проблемы. Поэтому мы подведём не только итоги деятельности Госкомпании, но и обсудим перспективы её развития.
Вот, пожалуй, и всё. Но прежде чем предоставить слово Министру образования и науки, я хочу поздравить с днём рождения нашу коллегу - Веронику Игоревну Скворцову (Министр здравоохранения Российской Федерации). Вероника Игоревна, с днём рождения вас сердечно поздравляем!
Прошу, Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.В.Ливанову - Министру образования и науки), пожалуйста.
Д.В.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Государственная программа "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы разработана на основании актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, а также положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В разработке проекта программы принимали участие ведущие российские учёные, представители государственных академий наук, высших учебных заведений, бизнеса, институтов развития. Проведено очень продуктивное обсуждение проекта программы в рамках мероприятий "Открытого правительства" с привлечением ведущих экспертов в сфере науки и технологий. В ходе этого и других обсуждений мы получили более 200 замечаний и предложений, которые были учтены в итоговой версии программы.
Государственная программа отвечает на основные стоящие перед российской наукой вызовы, среди них - недостаточная результативность фундаментальных и научных исследований, ограниченный интерес и слабое участие бизнеса в проведении научных исследований и разработок, поколенческий разрыв в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы государством в 1990-х годах, уходом из неё молодёжи, неконкурентные условия для работы в России ведущих учёных, слабая интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство, наконец, устаревшая материальная база научных исследований. Государственная программа нацелена на решение этих имеющихся проблем и формирование конкурентоспособного сектора российских научных исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики нашей страны.
Приоритетами предлагаемой программы являются активное использование накопленного ранее потенциала в проведении фундаментальных исследований и создание условий для ускоренного развития сферы прикладных исследований и разработок. Реализация программы будет способствовать созданию базирующегося на результатах фундаментальных исследований научно-технологического задела, массива нового знания, который необходим для создания новых образцов продукции и новых технологий. Деятельность по формированию научно-технологического задела сопряжена с высокими рисками, и это снижает её привлекательность для частных инвестиций. Именно поэтому проведение таких исследований является зоной ответственности государства и в значительной степени зависит от бюджетного финансирования. На этом основан реализующийся в программе дифференцированный подход к поддержке различных стадий исследовательского цикла. Ключевая роль при проведении фундаментальных исследований отводится Российской академии наук и другим государственным академиям наук, ведущим университетам, национальным исследовательским и государственным научным центрам. Важный элемент государственной политики в сфере науки и технологий - активное вовлечение в реализацию мероприятий программы российских вузов, что будет способствовать притоку талантливых молодых учёных в науку и активному распространению результатов передовых научных исследований в экономике.
Государственная программа состоит из шести подпрограмм. Первая, "Фундаментальные научные исследования", имеет целью обеспечение высокой конкурентоспособности и результативности фундаментальной науки. Вторая - "Поисковые и прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" - преследует цель проведения исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки и технологии в России. Третья подпрограмма - "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" - имеет целью развитие исследовательской деятельности высших учебных заведений, стимулирование кооперации вузов и производственных предприятий и развитие национальных исследовательских центров. Четвёртая подпрограмма - "Развитие межотраслевой структуры сектора исследований и разработок" - ставит цель создания сети научных лабораторий под руководством исследователей с мировым именем, реализации нескольких проектов MegaScience, поддержки инфраструктуры наукоградов. Пятая подпрограмма - "Международное сотрудничество в сфере науки" - имеет целью реализацию международных соглашений и иных международных научных проектов.
И шестая подпрограмма является технической и направлена на обеспечение реализации мероприятий государственной программы. Для решения актуальных задач развития сферы науки и технологий государственная программа предусматривает следующие основные инструменты. Первое - реализация модели эффективного контракта с научными работниками, предполагающей адресную поддержку эффективных научных учреждений и результативных учёных, что позволит установить прозрачную связь между результатами работы и оплатой труда и довести заработную плату научных сотрудников к 2018 году до уровня 200% от средней в экономике соответствующего региона. Второй инструмент - это повышение координации исследовательской деятельности в стране с использованием механизма технологических платформ и инновационных территориальных кластеров. Третий инструмент - интернационализация научно-исследовательской деятельности, расширение международного сотрудничества, стимулирование кооперации российских и зарубежных организаций, выполняющих научные исследования. Наконец, четвёртый инструмент - развитие многоканального финансирования науки через стимулирование участия российского бизнеса в научных исследованиях и разработках. Оценка результатов реализации программы строится на 12 общих индикаторах и 16 индикаторах подпрограммы. Целевые значения этих индикаторов установлены в соответствии с положением стратегических документов, определяющих ориентиры развития науки и технологий в России, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 7 мая этого года №599.
Основные планируемые результаты реализации государственной программы: существенное увеличение числа публикаций российских учёных и их цитируемости в международных базах данных на 50%, рост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с 30 до 60%, фактически удвоение; существенное сокращение среднего возраста исследователей и рост доли исследователей моложе 40 лет, удвоение доли нового оборудования в общем объёме научного оборудования до 65%. Модернизационный сценарий программы обеспечит переход России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий. Для его реализации необходимо обеспечить неснижающуюся долю расходов на фундаментальные исследования в общем объёме бюджетных расходов на науку. Одновременно необходимо опережающими темпами развивать задельные прикладные научные исследования и разработки.
|
|
Бюджетный сценарий программы основан на проектировках - предусмотренных проектах федерального бюджета на 2013 и плановый период 2014-2015 годов, а также так называемых потолков финансирования госпрограммы, установленных Министерством финансов на 2016-2020 годы. Реализация бюджетного сценарий программы сопряжена с серьёзными рисками недостижения ключевых показателей развития сектора исследований и разработок. Во-первых, начиная с 2014 года бюджетный сценарий не содержит расходов на формирование научно-технологического задела и развитие кадрового потенциала науки, поскольку две системообразующие федеральные целевые программы - а именно "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса" и "Научно-педагогические кадры" (ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России") - завершаются в 2013 году, а финансирование новых версий этих ФЦП начиная с 2014 года бюджетным сценарием пока не предусмотрено. Во-вторых, обеспечение внутренних затрат на исследования и разработки, как это требуется Указом №599 и Стратегией инновационного развития (Стратегия инновационного развития России до 2020 года), а это 1,77% ВВП в 2015 году и 3% ВВП в 2020 году (это так называемая наукоёмкость валового внутреннего продукта), предполагает увеличение внебюджетного финансирования к 2015 году в 2,5 раза, а к 2020 году - в 10 раз по сравнению с уровнем 2012 года. Ни один эксперт не считает такие показатели реалистичными, и это отсутствие внебюджетного финансирования в требуемом объёме можно заместить только опережающим ростом бюджетных расходов. Таким образом, реализация бюджетного сценария не позволит достичь установленных указом Президента показателей уровня развития российского сектора исследований и разработок, приведёт к некоторой разбалансировке структур научных исследований, не обеспечит достаточного задела для обеспечения ускоренного развития экономики в долгосрочной перспективе. Проект государственной программы согласован с Министерством экономического развития, Министерством финансов (с разногласиями в части дополнительного финансирования), Российской академией наук, Национальным исследовательским центром "Курчатовский институт", Росатомом, другими участниками программы. Прошу поддержать.
Д.А.Медведев: Спасибо, Дмитрий Викторович. Присядьте, пожалуйста.
Пожалуйста, коллеги, какие будут соображения по программе для обсуждения? У Минфина? Понятно. Есть ещё у кого-то? Минфину дам, конечно, высказаться.
Пожалуйста, тогда, Антон Германович, вам слово.
А.Г.Силуанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги! Действительно, вопрос ресурсного обеспечения вызывает у нас вопросы. Почему? Потому что, по сути дела, в программе существуют два варианта ресурсного обеспечения. Первый - это бюджетный, и второй - это так называемые дополнительные средства, причём размер дополнительных средств примерно соответствует объёму ресурсов, выделяемых за счёт бюджета. Да, действительно ряд программ заканчивается в 2014-2015 годах, но это, естественно, не означает, что мы не будем продлевать действие этих программ или принимать какие-то новые программы. Но речь не может вестись об увеличении объёмов бюджетного финансирования в 2 раза по сравнению с действующими параметрами. Это первое.
Второе. Нами же поставлена задача привлечения частного сектора в науку. Если мы будем выполнять показатель за счёт бюджета и не менять по сути дела соотношение доли бюджетных средств и доли частного сектора (сегодня этот показатель примерно 30 на 70, а задача-то была поставлена - 70 на 30)… Так вот, в 2015 году по предложению Министерства образования… По сути дела этот показатель 30 на 70 не меняется: мы догоняем показатель 1,77% к ВВП за счёт бюджета. Правильно это или нет? Ведь, ещё раз повторю, наша задача - перевернуть эту пирамиду и больше привлекать средства именно в прикладные исследования, чтобы частные ресурсы работали на науку. Вот этого, к сожалению, мы не видим. Поэтому что может произойти? Произойти может следующее: у нас в процентном отношении к ВВП финансирование средств из бюджета по предложению Минобрнауки увеличивается. Тем не менее если мы посмотрим наш прогноз по бюджету, то в процентах к ВВП расходы по бюджету не увеличиваются, а, наоборот, в отдельные годы даже сокращаются. Номинал, естественно, растёт, а проценты к ВВП… Мы постепенно расходы снижаем, приводя их к тем реальным возможностям бюджета и государства, которые у нас есть. Поэтому увеличивать в процентном отношении к ВВП расходы на науку можно, но не в такой доле, как это предлагается Министерством образования и науки - с одной стороны. С другой стороны, мы не видим усилий по привлечению ресурсов со стороны частного сектора. Поэтому у нас большие сомнения в реализации возможности бюджета с точки зрения финансирования программы.
Ещё одно соображение, Дмитрий Анатольевич. Мы сейчас собираемся с 2014 года готовить бюджет в программном формате. Какой объём ресурсов закладывать в программный бюджет? Естественно, бюджетный вариант. Тогда следующим этапом будут наши действия по тому, как спросить с Министерства образования, выполнили показатели или нет. Министерство образования нам через два-три года скажет: конечно, не выполнили, потому что заложен вариант бюджетный, который не учитывает выполнение тех показателей, которые заложены в программу. И здесь получается так, что виновником будет бюджет, виновником будет Министерство финансов, поскольку вариант по сравнению со сценарием, который заложен в программу как дополнительные средства из бюджета, не выполнен. Здесь есть риски того, что мы сможем не выполнить целевые показатели, а ведь это самое главное. Самое главное - выполнение наших задач, которые мы ставим в госпрограмму. Наши здесь возражения в этом заключались. Спасибо.
Д.А.Медведев: Ладно. Спасибо. Какие ещё есть комментарии по этому поводу? Да, пожалуйста.
Ю.С.Осипов (президент Российской академии наук): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я должен сказать, что сегодняшнему заседанию предшествовала острая дискуссия в научном сообществе по поводу программы. Но главные замечания академии обсуждались на совещании у Ольги Юрьевны (О.Ю.Голодец), и совещание было очень конструктивным. Достигнута договорённость о том, что вот эти замечания будут учтены в той редакции программы, которая пойдёт в Думу. Речь шла о том, чтобы программа фундаментальных исследований Академии наук, всех академий государственных, которые формируются в соответствии со статьёй 6 Закона "О науке", вошла как целая в новую программу фундаментальных исследований, при этом академия будет одним из сокоординаторов этой программы. И далее, что институты Академии наук могут участвовать на конкурсной основе - подчёркиваю: на конкурсной основе - в реализации всех других подпрограмм этой программы. И наконец, академия осуществляет очень большую международную деятельность. Достаточно сказать, что мы только Россию представляем почти в 200 научных организациях и советах, и поэтому, конечно, академия должна участвовать в международных связях. И в этих условиях академия поддерживает принятие этой программы.
И всё-таки в заключение я хочу поддержать позиции Минобрнауки по поводу финансирования. Если мы хотим сделать рывок, государство обязано поддержать науку. Понимаете, нельзя, чтобы всё время теплилось, теплилось, теплилось что-то в науке… В последние годы сделаны колоссальные усилия, но давайте мы их будем развивать! И что говорить сейчас о частной науке, когда корпоративная наука в частных фирмах не создана, когда фирмы, государственные же фирмы, предпочитают покупать технологии за рубежом. Ну давайте сделаем усилие - такое кардинальное усилие! Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо, Юрий Сергеевич.
Пожалуйста (обращаясь к А.В.Дворковичу).
А.В.Дворкович (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации): Я очень коротко. Я согласен с содержательной частью программы. По финансовым показателям действительно есть определённое недоверие, скажем так, к цифрам, которые заложены на период с 2017 по 2020 год, поскольку предусматривается очень резкий рост расходов частного сектора в науку. В то, что он будет именно таким резким, поверить очень сложно. Он, конечно, будет, но, видимо, чуть более умеренный, чем здесь предполагается. Но я не могу согласиться с Министерством финансов в том, что на науку мы можем тратить меньше, чем мы тратим сейчас, а именно это заложено в базовых бюджетных проектировках. Мы сейчас, в этом году, тратим чуть более 0,9% ВВП. По всем программам, которые у нас есть, в бюджетных проектировках заложено снижение этого показателя. Со снижением я согласиться никак не могу. Можно говорить, что мы пока наращивать не можем и посмотрим дальше, через два года, можем ли мы сильно нарастить, но снижать точно нельзя.
Д.А.Медведев: Ладно.
А.В.Дворкович: Спасибо.
Д.А.Медведев: Пожалуйста. Там коллеги хотели… Есть ещё из членов Правительства кто-либо? Пожалуйста, прошу вас.
В.А.Черешнев: Спасибо большое. Черешнев Валерий Александрович, председатель Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы. Несколько слов, уважаемый Дмитрий Анатольевич, коллеги, хочу сказать. Как вы слышали, проект обсуждаемой программы "Развитие науки и технологий" был обсуждён на совместном заседании Министерства образования и науки, Комитета по науке и с привлечением широкой общественности, причём из всех секторов науки. Хочу сказать, что действительно было высказано много замечаний, пожеланий, и к чести Министерства программа претерпела позитивные изменения. Но вот на что хочу обратить внимание: программа по годам очень неравномерна. Первый этап один год занимает, второй этап - четыре года и третий этап - три года. И поэтому я хотел как раз обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на первый год выполнения программы и высказать пожелание: может быть, в сегодняшнем постановлении, если это возможно, более чётко сфокусировать своё внимание как раз на первом - 2013 году для того, чтобы это был не только год апробации, но и мы имели бы право в целом вносить, если нужно, небольшие корректировки, а в случае необходимости и более масштабные изменения. Я понимаю хорошо, что такие предложения, может быть, не очень вписываются в методологию принятия государственных научных программ, но тем не менее ведь и методология научных исследований тоже не стоит на месте.
Спасибо большое.
Д.А.Медведев: Спасибо, Валерий Александрович. Есть ещё какие-то дополнения? Ладно. Тогда позвольте подвести итог. Понятно, что у каждого мнения есть своё обоснование, я имею в виду два подхода, которые здесь прозвучали. Один подход - собственно отраслевой, Министерства образования. Второй - Министерства финансов. И вот это деление программы на этапы, скажем прямо и откровенно, на самом деле вызвано не только объективными соображениями или методологией осуществления тех или иных исследований, о которых только что говорил Валерий Александрович, но вызвано в том числе и текущей финансовой ситуацией.
Если бы можно было нагрузить 2013 и 2014 годы по максимуму, так и надо было бы сделать. Но в силу понятных причин, по которым наш бюджет выглядит значительно скромнее, чем, может быть, мы на то рассчитывали в начале текущего года, и этапы программы приведены в соответствие с ними.
Теперь в отношении подходов. Конечно, опасения о том, что мы можем не вписаться в те или иные контрольные цифры, параметры бюджета, существуют. Но я обращаю всё-таки внимание на то, что мы должны давать какой-то источник развития для науки. Ведь очевидно, что бюджетная ситуация может меняться. Она может стать и хуже, о чём всегда говорит Минфин и правильно делает, потому что Минфин должен нам давать такой весьма сдержанный, иногда негативный прогноз, или во всяком случае придерживаться нескольких прогнозов при обсчёте федерального бюджета и создании других бюджетных конструкций, но эта ситуация может измениться и в лучшую сторону. И именно поэтому, собственно, такие показатели и заложены в проект программы, когда начиная с 2015 года начинается довольно значительный рост. Я всё-таки исхожу из того, что мы должны ориентироваться на лучшее в этом плане. Если по каким-то причинам (мы это обсуждали с Министром финансов) через два года будет понятно, что те или иные положения невыполнимы, нам придётся откорректировать тогда и программу. Но нужно это будет сделать откровенно и с полным понимаем того, что мы находимся в очень тяжёлой финансовой ситуации. Но пока есть надежда на то, что всё-таки общая экономическая ситуация будет выправляться (хотя бы не в перспективе, допустим, трёх лет: по первым трём годам там плюс-минус программа бьётся с нашими бюджетными проектировками), нужно ориентироваться, мне кажется, всё-таки на вариант развития, а не на максимально консервативный вариант. Я не могу здесь не поддержать то, что сказал Аркадий Владимирович (А.В.Дворкович): нельзя допустить падения расходов. Рост может быть скромным или его даже вообще может не быть, но падение - это совсем-совсем тяжёлый сценарий. Он никак не стыкуется с основными сценариями развития нашей экономики.
И, наконец, последнее. Я вчера говорил по поводу того, что в инновационном секторе во всём мире доля государства остаётся очень и очень значительной, просто очень высокой. Я не специалист по развитию науки и по оптимальному соотношению между государственным финансированием и частным финансированием. Все мы за то, чтобы частные инвестиции приходили в науку. Но если говорить по-честному, пропорция 30 на 70, где 70 - это частные инвестиции, мне представляется абсолютно нереалистичной. Абсолютно нереалистичной! Она может быть красивой для бюджета, но она нереалистична ни в нашей стране, ни в значительной части других стран. Поживём-увидим, как получится. Естественно, к задачам Министерства образования относится максимизация привлечения частных инвестиций в науку, её никто не снимает. Но пока мне представляется, что эта пропорция выглядит для нашей страны нереально. Поэтому с учётом обсуждения предлагаю окончательно доработать проект и внести на подписание. Моё мнение вам понятно. Спасибо.
Источник: официальный сайт Правительства Российской Федерации
|