Стенограмма встречи:
В.В.Путин: Алексей Леонидович, здравствуйте.
Мы договаривались, и давно уже работаем над тем, чтобы основной бюджетный процесс направить через так называемые государственные программы развития, с тем чтобы сделать более прозрачным бюджет и сложить усилия всех ведомств – и финансов, и административный ресурс – для того, чтобы по примеру нацпроектов развивать отдельные отрасли с максимальным эффектом использования бюджетных средств, погрузить весь бюджетный процесс фактически в так называемые госпрограммы. Ваше министерство проделало большую работу в этом направлении. На каком этапе мы сейчас находимся?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению Министерство экономического развития организовывало работу всех министерств совместно с Министерством финансов. И Министерство экономического развития по согласованию с Минфином внесло в Правительство перечень государственных программ, которые теперь будут определять все основные направления экономической и социальной политики Правительства. Этот перечень уже обсуждён на бюджетной комиссии, доработан.
На сегодняшний день мы определили 40 программ, которые описывают все направления социальной и экономической политики государства. Я приведу примеры. Теперь мы можем разделить все программы на ключевые блоки – на 5 блоков. Это новое качество жизни (12 программ будет посвящено этому направлению); инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ); обеспечение национальной безопасности и обороноспособности (2 программы); сбалансированное региональное развитие (4 программы); эффективное государство (5 программ) – всего 40 программ, причём сегодня мы в рамках проекта федерального бюджета на три года уже в аналитическом варианте распределили все средства предварительно по всем этим основным направлениям. Теперь мы видим, сколько концентрируется средств на каждом из направлений.
Если говорить о первом направлении – «Новое качество жизни», – оно состоит из 12 программ и принимает 46% всех расходов федерального бюджета. Это примерно 4 трлн 761 млрд рублей. Если говорить об инновационном развитии и модернизации (17 программ), это 1 трлн 785 млрд.
Сегодня мы можем смело сказать, что эти средства направляются федеральным Правительством на инновационное развитие и модернизацию непосредственно, а кроме того, ещё и на образование, и на другие направления (обеспечение национальной безопасности и обороноспособности) – 1 трлн 953 млрд, это примерно 19%.
Я могу сказать теперь, проанализировав средства всех министерств, что не только Министерство здравоохранения занималось здравоохранением. Ещё и в МЧС, и в Министерстве обороны и в других министерствах, где развита ведомственная медицина, например, в Росатоме…
В.В.Путин: Понятно, теперь знаем общую картину по отрасли.
А.Л.Кудрин: Теперь программа развития здравоохранения будет объединять все эти ресурсы, все возможности, все инструменты достижения этой цели. И это будет 382 млрд рублей. Теперь координатором всех этих средств будет Министерство здравоохранения, а конкретными исполнителями подпрограмм – конкретные министерства.
Они теперь будут совмещать усилия, рассматривать оптимизацию всех возможных процессов достижения этих целей на всей территории Российской Федерации.
|
|
То же самое, например, по развитию образования. Координатором всех программ развития образования в стране, включая и ведомственные программы, будет Министерство образования. Сегодня на этом направлении концентрируется примерно 340,5 млрд рублей.
Развитие транспортной системы – под эгидой Минтранса, но будут участвовать все министерства, которые в той или иной мере с этим связаны, – это 501 млрд рублей. Развитие науки и технологий – под эгидой Минобрнауки, опять же затрагивает средства разных министерств, будут соответствующие подпрограммы – 177,4 млрд рублей. Культура России – 82,9 млрд, и так далее.
Сегодня эти программы отработаны, все материалы согласованы со всеми министерствами и внесены на Ваше рассмотрение и подписание. После этого мы предлагаем к 15 апреля подготовить уже первые варианты всех программ, включая цели, индикаторы, и где-то уже после этого, например, к 1 октября (окончательно – уточним), к моменту внесения бюджета все программы провести через заседание Правительства и утвердить.
По сути, мы должны будем вновь высказаться по всем направлениям экономической политики на многие годы вперёд. В среднем мы оцениваем, что это будут примерно 6-летние программы, некоторые могут достигать и 15-летнего срока.
Это зависит от срока достижения ключевых показателей, которые будут определены в этой программе. И, конечно, это не просто формирование и уточнение порядка формирования бюджета – это реформа государственного управления, которое теперь будет опираться не только на бюджетные средства.
В государственных программах должны быть чётко определены и все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, потому что льготы по налогам – это скрытое бюджетное финансирование.
Это будет комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей. Наконец, мы действительно и в части средств достигаем консолидации этих ресурсов. Бюджет станет программным и окончательно будет иметь структуру программ уже с 2012 года.
В.В.Путин: Как мы с Вами сможем оценить результативность этой работы и её эффективность?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, самое главное – после утверждения программ не менять их каждый год, потому что это как раз всегда размывает достижение этих показателей.
Наша задача – определив цель, определив индикаторы, определив этапы, определив пообъектно и по мероприятиям все эти вещи, каждый год мониторить, оценивать достижение этих целей.
Но не идти на поводу у министерств, когда они иногда говорят: тут надо подправить план, нужно сократить цели, нужно сделать более умеренными по сравнению с первоначальными заявками.
Тогда, надеюсь, мы достигнем большего качества контроля, тогда система индикаторов будет работать, и министерства, соответственно, будут ответственнее относиться к выполнению ранее заявленных, защищённых на заседании Правительства, мероприятий и целей.
В.В.Путин: Как это повлияет на бюджетный процесс в работе с парламентом?
А.Л.Кудрин: Это делает значительно более открытой всю работу Правительства.
|
|
В отличие от защиты отдельных статей бюджета в части величины расходов, в первую очередь вместе с цифрой величины всегда будет обсуждаться и цель, значение конкретных индикаторов, которые мы будем достигать. Процедура прохождения, экспертиза программы, защита её перед учёными и депутатами является важнейшим фактором эффективности.
Часто у нас решения принимаются, может быть, быстро, но не всегда мы выбираем наиболее эффективный путь. Здесь нужно, чтобы было некоторое время, чтобы эксперты, учёные, практики, в том числе и депутаты, региональные лидеры и эксперты высказались по достижению каждой этой цели.
Прохождение этой процедуры является важнейшим залогом и качества самой программы, и достижимости этих результатов. Желательно, чтобы мы не пекли их, эти программы, в течение нескольких дней, недель, а чтобы они проходили эту процедуру годичной подготовки, защищались, и с минимальными изменениями потом исполнялись в ближайшие годы.
В.В.Путин: Главное – чтобы этот процесс не был излишне забюрокрачен.
А.Л.Кудрин: На момент защиты лучше семь раз отмерить. А вот когда программа защищена – ответственность должна настигать при отклонении от заданного пути.
В.В.Путин: Понятно. И всё-таки ещё раз хочу обратить на это внимание. У нас очень многие вопросы… Мы рассматриваем их так долго, что они порой теряют свою актуальность. Поэтому на оперативность принятия решений нужно обратить серьёзное внимание. Разумеется, вопросы должны быть тщательно проработаны с экспертным сообществом и с парламентом. Но излишняя бюрократия подчас мешает делу, снижает эффективность всей работы Правительства.
А.Л.Кудрин: Я думаю, что эта сторона уже относится к тому, когда защищена программа, защищены цели, министерство получило в своё распоряжение соответствующие ресурсы. Дальше мы как раз повышаем роль министерств и их гибкость в достижении этих результатов.
Нам теперь важно будет не смотреть за каждой стройкой или каждым мероприятием, событием, а важно, чтобы достигались индикаторы, то есть министерство могло менять отдельные элементы этой программы.
В этом смысле достигается и гибкость, и оперативность их реагирования на конкретные ситуации, но в рамках заданных параметров, которые определило Правительство. Я вижу здесь соединение главных фундаментальных целей и задач индикаторов и гибкости, ответственности министерств. В этом смысле этот программный продукт повышает возможности министерств в работе со средствами.
В.В.Путин: Нужно выстроить работу таким образом, чтобы вопрос принимался от одной инстанции к другой содержательно, но не ходил вечно по одному и тому же кругу.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я думаю, что мы у Вас как раз утвердим все этапы и уложимся в эти этапы. Я надеюсь, 15 апреля – сдача всеми министерствами, к 1 октября – утверждение. Это, мне кажется, достаточно разумный, оптимальный срок прохождения защиты всех программ.
В.В.Путин: Хорошо.
Источник: официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации
|