24.10.2017, вторник

ИнЭСП - Институт экономики и социальной политики

О Фонде » Новости » Направления деятельности » Наш опыт » Спецпроекты » Библиотека » Опросы » Форумы
Поддержка »
о фондена главнуюкарта сайтапоискe-mail

www.inesp.ru  >  Направления деятельности  >  Общие вопросы управления  >  Новости  
Кабинет Владимира Путина определил семь приоритетов Антикризисной программы и организует общественную дискуссию по плану «Антикризис-2009»

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общие вопросы управления
новости
ссылки
развитие социальной сферы
авторизоваться на сайте
получить логин и пароль
техподдержка сайта
частые вопросы и ответы
контакты
Поиск по сайту










Отобразить версию для печати

Кабинет Владимира Путина определил семь приоритетов Антикризисной программы и организует общественную дискуссию по плану «Антикризис-2009»

18 марта 2009 года Правительство на своем заседании обсудило скорректированный бюджет-2009. Несколько ранее стало известно, что кабинет Владимира Путина определил семь приоритетов антикризисной программы, которую Правительство внесет в Госдуму наряду с бюджетом и которую решено запустить в широкое обсуждение.

Первый и главный приоритет - социальная защита граждан. "Публичные обязательства перед гражданами будут выполняться в полном объеме", - сказал источник. Защита будет осуществляться от безработицы, защищать будут и наиболее уязвимые социальные слои.

Второй приоритет - сохранение промышленного и технологического потенциала экономики.

Третьим приоритетом является активизация внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения и введения определенных преференций для российских товаров по отношению к иностранным там, где это возможно и целесообразно.

Четвертый приоритет - соответствие антикризисных мер долгосрочным планам развития страны, которые вытекают из "Концепции-2020".

Пятым приоритетом источник назвал снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие коррупции и развитие малого и среднего бизнеса.

Шестым приоритетом станет поддержка национальной финансовой системы, включая банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации.

И, наконец, седьмой приоритет - проведение ответственной макроэкономической политики, чтобы не выйти за рамки прогноза инфляции в скорректированном бюджете на 2009 год - 13%.

Премьер Владимир Путин издал распоряжение, которое призывает все органы исполнительной власти на местах, общественные организации и бизнес провести обсуждение антикризисного плана Правительства в десятидневный срок.

Ожидается, что свое мнение относительно антикризисной программы выскажут полпреды президента, губернаторы и другие представители местных властей. Они, видимо, соберутся на площадках федеральных округов, а их антикризисные дебаты, как планирует Правительство, будут полностью открыты для прессы.

В общем, кабинет министров нацелился на некий мини-референдум по антикризисному плану, причем чуть ли не в режиме онлайн.

В нынешних политических условиях результат его можно было бы предположить заранее: «да, да, да, да».

Но Правительственные чиновники уверяют, что оппоненты кабинета министров напрасно иронизируют по поводу задуманной акции. «Мнение бизнеса, РСПП, ОПОРы, «Аграрного союза», Общественной палаты, а в итоге-то мы хотим получить мнение простых граждан, что для нас действительно важно.

И нам дан срок до 10 апреля не только провести дискуссию, но и с ее учетом скорректировать антикризисный план», - пояснил источник в Правительстве.

Именно поэтому на заседании Правительства антикризисные меры никто принимать или одобрять не станет. «Мы эту программу формализовать на этом заседании вообще не будем, - сказал чиновник аппарата Правительства. - Это наш взгляд на кризис, наше понимание. И дискуссия нам нужна, чтобы выяснить, может, мы что-то недоучли или чего-то недопонимаем».

На вопрос, почему только в кризис Правительство собирается делить ответственность с народом, он ответил, что, мол, дело не в деньгах, а «в общественном согласии». То есть это будет такой антикризисный, как выразился источник, «общественный продукт согласия».

«Мы не делим деньги. Это попытка создать базу. На будущее. Наша программа антикризисных мер должна не только решать сиюминутные проблемы, но и работать на перспективу, на развитие, на то, чтобы четко знать, как мы будем развиваться в посткризисный период», - уточнил идею и плана, и широкой дискуссии «на публику» источник в Правительстве.

По его словам, документ «Антикризис-2009» Минэкономразвития внесло в кабинет вчера в три часа дня. Следовательно, на его изучение членам Правительства оставались сутки. А общественности - два дня до дискуссии.

Источник в Правительстве также высказал оптимизм по поводу намерения кабинета удержать инфляцию в 2009 году в рамках 13%. «Для этого есть все основания. Так как сегодня есть уже некоторые позитивные моменты в кризисе. Во-первых, «устаканился» промышленный спад. Во-вторых, бизнес и граждане больше не перекладываются в иностранную валюту. Банки снизили закупки долларов».

Впрочем, вчера первая дискуссия по антикризисному плану уже фактически состоялась в рамках первого заседания клуба «Экспертиза кризиса» в информационном агентстве РИА Новости. Эксперты довольно одобрительно отозвались о действиях Правительства и озвучили собственные ожидания относительно дальнейшего развития ситуации, в том числе в связи с новыми параметрами бюджета-2009.

Правительство стремится найти оптимальный баланс между антикризисными расходами и инвестиционной составляющей бюджета, направленной на развитие и модернизацию экономики. Поиски затянулись, срок внесения нового варианта бюджета откладывался в течение месяца, зато появился отдельный антикризисный план.

Но вчера экспертам в ожидании заседания кабинета приходилось больше выдвигать собственные предложения. А началась дискуссия с осмысления уже пройденного отрезка кризиса.

Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-банка, член правления РСПП, формализовал этапы кризиса: шок внешней торговли, выразившийся в резком падении доходов от экспорта и смене притока капитала его оттоком, затем шок номинального долга, когда компаниям пришлось платить по номинально выросшим долгам.

Г-н Вьюгин считает, что в целом экономика справилась с шоками и уже нащупала пути приспособления к изменившимся условиям - это сокращение производства и оптимизация расходов, пусть и не самыми приятными методами увольнений и урезания зарплат, а также коррекция курса национальной валюты, которая была необходима.

«Компании смогли приспособиться, сумели снизить затраты и таким образом сохранили свою конкурентоспособность, и при одной важной оговорке - неизменности сложившихся внешнеторговых условий в худшую сторону - это задел для роста ВВП в будущем», - полагает эксперт.

Не менее важна и «аккуратная» макроэкономическая политика государства. И г-н Вьюгин видит стремление к этому в проекте бюджета на текущий год. «Бюджет спланирован, чтобы не дать серьезных поводов к инфляции, что вместе с политикой Центробанка, который дает понять, что больше не будет наращивать ликвидность, дает нам шанс пройти кризисный период с достаточно ограниченной инфляцией» - заявил он, отвечая на вопрос "Времени новостей".

Евсей Гурвич, глава Экономической экспертной группы, в плюс Правительству записал эффективные и оперативные действия на заре кризиса, которые позволили избежать системного краха в банковской сфере. Но г-н Гурвич припомнил властям и ошибки в "сытые" годы, которые только усугубили кризисный сценарий. А именно: искусственное форсирование экономического роста при пренебрежительном отношении к возможным рискам, неадекватная валютная политика - свободная конвертируемость при жестком курсе, что среди прочего способствовало формированию отрицательных реальных процентных ставок и кредитных «пузырей».

В беседе со корреспондентом «Времени новостей» экономист особо отметил важность в нынешних условиях открытости и полного контроля как за антикризисным планом, так и за бюджетным процессом. «Необходимо думать не только о текущем годе, но нужно уже планировать, как мы будем жить дальше в условиях низких доходов. Как без ущерба для развития мы можем сократить расходы в ближайшие годы: путем оптимизации госадминистрирования, повышения эффективности госрасходов, повышения энергоэффективности экономики», - сказал г-н Гурвич.

Главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин отметил, что на фоне текущего развития событий он бы предпочел среди первоочередных мер увидеть поддержку внутреннего спроса. Но он не разделяет идею поддержки предприятий, спрос на продукцию которых упал. Такое искусственное стимулирование приведет лишь к затовариванию складов, а не к оптимизации деятельности предприятий.

Девизом нынешнего кризиса, по мнению г-н Надоршина, должен стать лозунг «жить по средствам», предприятия получили неплохой шанс за счет возникшей вилки цен: многие компоненты подешевели, а вот розничные цены только росли, и нужно уметь извлечь для себя из этого пользу. Важным фактором для стабилизации и выхода из кризиса станет и остановка девальвации, которая уже в большей степени зависит от Правительства. Последнее обстоятельство должно также удержать от соблазна нарастить дефицит бюджета, чтобы таким образом заткнуть возникающие дыры в казне.

Экономист отметил, что Правительству будет сложно удержать на нынешнем уровне финансирование инвестиционных проектов развития. «Дополнительную сложность накладывает резкое сокращение горизонта планирования, сейчас мы фактически перешли к квартальному бюджету, в этом случае финансирование долгосрочных проектов автоматически откладывается на конец года», - полагает г-н Надоршин.

Дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 2 трлн 978,4 млрд руб., или 7,37% ВВП. Согласно уточненному проекту федерального бюджета на 2009 год, внесенному Минфином России в Правительство на этой неделе, расходы составят 9 трлн 692 млрд руб., что на 667,3 млрд руб., или на 7,4% больше предусмотренных действующим бюджетом. Доходы федерального бюджета составят 6 трлн 713,6 млрд руб., что на 4 трлн 213,5 млрд руб. меньше, чем в ныне действующем проекте.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2009 году составят, согласно проекту, 2 трлн 57,2 млрд руб. (меньше действующего бюджета на 2 трлн 635,3 млрд рублей).

Немалую долю расходов занимают антикризисные меры. Средства будут направлены на государственную поддержку банковской системы в сумме 300 млрд руб., проведение мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда в размере 43,7 млрд руб., увеличение размера максимальной величины пособия по безработице в размере 33,9 млрд руб., предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья в размере 26,3 млрд руб., дополнительную финансовую поддержку субъектов РФ в сумме 150 млрд руб. (предусматривается увеличение объема предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ до 150 млрд руб.), дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам в сумме 388,5 млрд руб., иные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения в сумме 601,5 млрд рублей, иные расходные обязательства, изменение размера которых зависит от показателей прогноза социально-экономического развития России в сумме 66,7 млрд руб., отмечает ПРАЙМ-ТАСС. Объем нефтегазового трансферта федеральному бюджету в 2009 году сохранен в сумме 2 трлн 531,1 млрд руб., а объем Резервного фонда - 5 трлн 147,5 млрд рублей.

Уточненный проект федерального бюджета на 2009 год рассчитан исходя из номинального объема ВВП в 40,42 трлн руб. и его снижения в реальном выражении на 2,2%, инфляции в 13%, среднегодовой цены на нефть Urals в 41 долл. за баррель и среднегодового курса 35,1 руб. за доллар.

Источник - онлайн издание "Время Новостей"

18.03.2009

Вернуться к списку новостей

  На главную страницу     Поиск по сайту     Карта сайта     Обратная связь  
© ИнЭСП 2004 - 2017, Фонд "Институт экономики и социальной политики"  E-mail: webmaster@inesp.ru  Тел.: (495) 357-55-05      
Сайт оптимизирован для просмотра браузером Mozilla Firefox  версии 8.0 и выше, при разрешении экрана 1280 х 1024