Разработка механизма формирования Единого банка данных вакансий для государств - участников СНГ
Заказчик - Минтруд России
В работе произведен анализ нормативно правовой базы международного сотрудничества стран с целью выявления ключевых проблем и барьеров, препятствующих широкому применению достигнутых договоренностей в сфере регулирования рынка труда и трудовой миграции стран-участниц СНГ, стран ЕврАзЭС и Союзного государства. Рассмотрены вопросы законодательной практики привлечения и использования иностранной рабочей силы из государств - участников СНГ. Изучен опыт формирования банка вакансий в отдельных странах-участницах СНГ (Республиках Украина и Казахстан), а также странах Европейского Союза.
Главным итогом работы явилась разработка механизма формирования банка вакансий для трудовых мигрантов из стран Содружества, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, включающего:
порядок включения вакансий в Единый банк данных вакансий стран СНГ;
порядок взаимодействия служб занятости и работодателей;
порядок формирования и ведения баз данных Единого банка данных вакансий для государств - участников СНГ на региональном и федеральном уровнях (технология и организация работ, технические средства, программное обеспечение);
формы и объем вводимой в Единый банк данных вакансий стран СНГ информации;
совершенствование действующего механизма функционирования Общероссийского банка вакансий и Единого банка данных вакансий для государств - участников СНГ на основе повышения уровня автоматизации ввода, обработки и передачи информации;
создание Банка данных работодателей.
Содержание научного проекта:
Состояние международной нормативной правовой базы государств-участников СНГ по сотрудничеству в сфере создания Единого банка данных вакансий;
Опыт формирования национальных банков вакансий отдельных стран-участников СНГ и стран ЕС;
Опыт формирования Общероссийского банка данных вакансий для граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другую местность;
Анализ правового регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации;
Анализ практики привлечения и использования иностранной рабочей силы из государств-участников СНГ на российском рынке труда;
Проблемы создания единого банка вакансий для государств-участников СНГ;
Механизм формирования банка вакансий для граждан СНГ, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Необходимость формирование Единого банка вакансия для государств - участников СНГ (БВ СНГ) определена в целом ряде принятых нормативных правовых документов: Соглашении "Об общих принципах формирования информационной системы рынка труда и создания банка данных о вакансиях в странах СНГ", Концепции формирования информационного пространства, Программе действий по развитию СНГ на период до 2005 г., Межправительственном соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, Конвенции "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" и других.
Создание Единого банка вакансий СНГ может стать "точкой роста" для создания системы организованного привлечения иностранной рабочей силы необходимой квалификационной и профессиональной структуры, которая одновременно позволит гражданам бывших союзных республик самостоятельно выбирать место работы в соответствии с профессиональными качествами, обеспечит их социальную защиту, снизит объемы нелегальной миграции. При этом каждое государство сможет как предоставлять работу для граждан из соседней республики, так и экспортировать рабочую силу.